Вступительная молитва (лат. collecta, от colligere – собирать) – краткая молитва, завершающая начальные обряды мессы в лат. и ряде др. зап. литург. обрядов. В.м. произносится предстоятелем богослужения и варьируется в зависимости от дня церк. календаря и иных обстоятельств.
Как литург. термин collecta в актах мучеников Абитины (кон. III в.) и в Regula Rachomii (IV в.) обозначало собрание верных на богослужение. У Иоанна Кассиана выражение colligere orationem применено к произнесению аввой краткой формулы, "резюмирующей" молитвы отд. монахов, совершавшиеся в молчании (PL 114, 945). Существование В.м. мессы в Римской Церкви засвидетельствовано в нач. V в. (Uranius, Epistula de obitu Paulini 11); в древнейших рим. сакраментариях она называлась просто "молитва" (oratio). Название collecta впервые появилось в галликанских богослужебных книгах (галликанский обряд), в послекаролингскую эпоху оно перешло и в рим. обряд.
В исторически сложившемся виде В.м. обычно имеет следующую структуру: 1) обращение к Богу Отцу, в некоторых случаях отражающее характер данного богослужения (напр., освещающее смысл празднования или литург. времени); 2) прошение; 3) исповедание посредничества Христа между молящимися и Отцом либо единства Сына с Отцом; 4) ответ верных Аминь. Подобная структура легла в основу двух др. изменяемых священнических молитв мессы: т.н. тайной молитвы, secreta (в совр. чине мессы – молитва над Дарами), и послепричастной, postcommunio (в совр. чине мессы – молитва после причащения).
В.м. мессы любого дня церк. календаря тождественна заключительной молитве часа чтений Литургии часов того же дня; в воскресенья и праздники В.м. тождественна заключительной молитве каждого литург. часа, за исключением повечерия.
В амвросианском обряде аналог В.м. – "молитва при начале литург. собрания" (прежде именовавшаяся "молитвой над народом"), в мозарабском обряде – "молитва после великого славословия".
П. Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. Т 1. М., 2002. С. 1121-1122.