ritus toletanus .ru
сайт о древней латинской литургической традиции

Библиотека

Католическая энциклопедия

Великий Четверг

12.03.2008 3

Великий Четверг (лат. Feria Quinta Hebdomadae Sanctae) – четверг Страстной недели, день особого литург. воспоминания Тайной вечери, на которой Иисус Христос установил таинства Евхаристии и священства.

Уже в V в. в Александрии епископ в В.ч. освящал миро, необходимое для таинств крещения и миропомазания (связываемого с еванг. эпизодом помазания Иисуса в преддверии Страстей Мф 26, 6-13). В V-VI вв. этот обычай установился в Галлии, а в VI-VII вв. благословение мира и др. видов елея было включено в мессу В.ч. и в Риме, где стало торжественным обрядом: Папа совершал его, окруженный многими священниками и диаконами. Благословение елея заняло центр. положение в единственной мессе В.ч., оставив на втором плане ее первоначальный смысл воспоминания Тайной вечери. Это было исправлено установлением в 1965 в лат. обряде отд. утренней мессы В.ч. – мессы освящения елея (которая по практич. соображениям может служиться с понедельника по среду Страстной недели). На ней епископ в сослужении со священниками, представляющими всю епархию, освящает различные виды елея (елей для таинства елеосвящения – обычно перед завершением евхарист. молитвы, миро и елей для крещения – после причащения), и происходит обновление священнических обетов. Месса напоминает об установлении таинства священства и подчеркивает единство духовенства епархии во главе с епископом.

Вечерняя месса В.ч. – воспоминание установления Евхаристии – открывает Пасхальное триденствие. В Средние века эта месса (единственная месса В.ч.) в приходах переместилась на утро, но с 1956 вновь совершается в вечернее время. С древних времен верным рекомендуется причащаться на этой мессе.

В память омовения Иисусом ног ученикам на Тайной вечере (Ин 13, 1-15) с VII в. (первоначально в Испании) утвердился обычай литург. омовения епископом или аббатом ног 12 верным на мессе В.ч.; с XII в. обычай омовения Папой ног беднякам существовал и в Риме. С 1956 этот обряд совершается не только в епископских и аббатских храмах, но и во всех церк. общинах.

На мессе В.ч. освящают большое количество запасных даров, чтобы их хватило на Страстную пятницу, когда месса не служится. С XI в. эти дары уносятся не в ризницу, а в одну из часовен храма для поклонения им после мессы. Этот перенос даров, символизирующий заключение Христа в темницу осуществляется во время торжественной процессии в конце мессы. Затем с алтаря убираются подсвечники, кресты и покрывало. Этот обычай, упоминающийся еще в VIII в., символизирует снятие одежд с Христа воинами перед Его распятием.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. Т 1. М.: Изд-во Францисканцев, 2002. – С. 891-893.

Поделиться этой публикацией:

Kalendarium

Литургический календарь

Сегодня Среда, 12 Марта
Feria IV. prime hebdomade. Quadr.

Последнее

Последние сообщения

Фонотека: прослушивание аудиозаписей прямо на сайте
В новой версии сайта добавлена возможность прослушивать аудиозаписи в режиме онлайн без необходимости скачивать их на компьютер.
17 Февраля 2025
Новые литургические книги испанского обряда
В раздел «Литургические книги» добавлены богослужебные издания испано-мосарабского обряда конца XX — начала XXI вв. Это официальные литургические книги РКЦ: Missale Hispano-Mozarabicum и Liber Commicus, а также некоторые другие издания.
4 Сентября 2023
Раздел Богослужение на нашем сайте
На сайте создан новый раздел «Богослужение», который включает три основных подраздела: книги, тексты и чинопоследования. Постепенно мы будем размещать здесь материалы, раскрывающие устройство и содержание древнего испанского богослужения.
2 Марта 2023