ritus toletanus .ru
сайт о древней латинской литургической традиции

Библиотека

Католическая энциклопедия

Протестанский хорал

05.01.2013 7
Протестанский хорал (нем. evangelisches Kirchenlied— досл. «евангелическая церковная песня») — духовный гимн, исполняемый в Лютеранской Церкви (лютеранство) на нем. языке. В его содержании нашли выражение религиозно-полит, идеи Реформации; в музыке П.х. присутствуют волевые, мужественные интонации сурового гимна, соединенные с лирическими песенными мотивами.

Формирование П.х. относится к XVI в. и неразрывно связано с традициями нем. народных и популярных светских песен, восходящими к культуре мейстерзингеров, с гуситскими песнопениями (гуситы), от которых П.х. унаследовал черты хоровой песни. Влияние на протест. песнопения оказал также григорианский хорал.

Создание текстов и музыки первых П.х. нередко приписывают Мартину Лютеру — вождю и вдохновителю Реформации. Предположительно, он написал хорал Ein feste Burg ist unser Gott (Господь — твердыня наша), ставший гимном реформаторов. Лютер придавал музыке и пению важное воспитательное значение: «Музыка делает людей радостными, заставляет забывать гнев, устраняет самоуверенность и другие недостатки... Музыку необходимо сохранять в школах. Школьный учитель Должен уметь петь...». Первоначально протест, песнопения не именовались хоралом, для Лютера это были саntiса, psalmi, «немецкие песни». Термин «хорал» по отношению к евангелической церк. песне стал употребляться лишь в кон. XVI в.

Создатели П.х. стремились к тому, чтобы их музыка была простой, легко запоминающейся, доступной для исполнения всей обшиной. Возникнув как 1-голосная хоровая песня, П.х. затем превратился в 4-голосное гармоническое песнопение, осн. голосом которого был тенор, исполнявший собственно тему, подобно ранним видам церк. и светского полифонического многоголосия. Позже для большей ясности восприятия мелодия хорала переместилась в верхний голос и сопровождалась простыми аккордами в едином ритмически четком движении, при котором на один слог текста приходился один муз. звук (силлабический принцип). Такая метрическая организация определяла логику построения фразы и позволяла отмечать конец каждой из них характерной остановкой (ферматой). Верхний мелодический голос обычно исполнялся хором прихожан, аккорды звучали в партии органа. Сталь получил название хорального, или кантонального, по наименованию первых певческих сборников — канционалов, объединивших ранние образцы лютеранских хоралов. Впервые он был применен в канционале Funfzig geistliche Lieder und Psalmen (опубл. в 1586, составитель — лютеранский богослов Л. Осиандер).

Среди авторов протест, песнопений — И. Вальтер, К. Рупф, Г. Финк, А. фон Брук, Б. Резинариус, Л. Зенфль, Х.Л. Хасслер. Многие из них были мастерами полифонии, писали мессы, мотеты на лат. тексты, а также были известны как авторы светских сочинений. В мелодии П.х. превращались и популярные светские песни, к которым на основе свободных стихотворных переработок псалмов сочинялся новый духовный текст. Среди авторов текстов нередко были учителя, священники, философы: И. Граман, 3. Хейден, А. Ройснер, И. Херман, П. Штокман, И. Рист, П. Герхардт и др.

Нем. П.х. — не единственная форма песнопения, связанного с идеями Реформации. Стилистически близки к нему псалмы франц. композитора-гугенота К. Гудимеля (ок. 1520-72), выдержанные в духе многоголосной песни; подобные песни-гимны существовали и во флам. церк. культуре — chant ecclesiastique, Calvin cantiqueи др.

Хоральные напевы часто служили основой более крупных композиций — хоровых концертов, кантат, свойственных раннему нем. барокко. Важную роль П.х. сыграл в кантатах и пассионах И.С. Баха, где выступал в качестве не только тематического, но и смыслового и драматургического центра.

Большой популярностью пользовались органные обработки, импровизации на тему П.х. — т.н. хоральные прелюдии, обычно служившие вступлением к собственно хоралу, исполнявшемуся общиной. Крупнейшими мастерами хоральных импровизаций были И. Пахельбель, Д. Букстехуде, И.С. Бах.

О. Фадеева

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1832-1834.
Поделиться этой публикацией:

Kalendarium

Литургический календарь

Сегодня Среда, 12 Марта
Feria IV. prime hebdomade. Quadr.

Последнее

Последние сообщения

Фонотека: прослушивание аудиозаписей прямо на сайте
В новой версии сайта добавлена возможность прослушивать аудиозаписи в режиме онлайн без необходимости скачивать их на компьютер.
17 Февраля 2025
Новые литургические книги испанского обряда
В раздел «Литургические книги» добавлены богослужебные издания испано-мосарабского обряда конца XX — начала XXI вв. Это официальные литургические книги РКЦ: Missale Hispano-Mozarabicum и Liber Commicus, а также некоторые другие издания.
4 Сентября 2023
Раздел Богослужение на нашем сайте
На сайте создан новый раздел «Богослужение», который включает три основных подраздела: книги, тексты и чинопоследования. Постепенно мы будем размещать здесь материалы, раскрывающие устройство и содержание древнего испанского богослужения.
2 Марта 2023