ritus toletanus .ru
сайт о древней латинской литургической традиции

Библиотека

Католическая энциклопедия

Пенитенциал

03.01.2013 6
Пенитенциал (лат. Poenitentiale, Paenitentiale), покаянные книги (libri poenitentiales) — ср.-век. сборник, предназначенный для священников и содержащий перечни разновидностей грехов и соответствующих им епитимий. П. появились в VI в. в ирл. и брит, монастырях вследствие введения практики частного покаяния, которая была связана с индивидуальной исповедью и т.н. тарифицированным покаянием, т.е. системой установленных епитимий. В тот же период П. были принесены в континентальную Европу англо-ирл. миссионерами, прежде всего Колумбаном.

П. содержали перечень вопросов, которые священник задавал исповедующемуся; эти вопросы распространялись на все сферы обыденной жизни и обычно начинались словами credisti? («верил ли ты...»), fecisti? («сделал ли ты...»), а заканчивались указанием формы и размера епитимии, представлявшей собой одну или неск. разновидностей практик благочестия: чтение молитв и пение псалмов, пост различной длительности и строгости, самобичевания, ночные бдения, пожертвования. Епитимии, предписываемые за каждый грех, суммировались, но поскольку в итоге длительность покаяния могла превысить все разумные пределы, оно заменялось на более короткое, но суровое или же компенсировалось материально, поэтому каждый П. содержал раздел, определяющий такие замены. В этом смысле отраженная в П. практика напоминала систему судебных взысканий (вергелъдов) за нанесенный ущерб.

В эпоху раннего Средневековья П. помогали священникам установить степень знания верующим осн. христ. догматов и выявить его грехи, а также делали более объективными решения приходских священников при назначении епитимий.

Период кон. VI — сер. IX в. характеризуется интенсивным распространением П. в континентальной Европе, особенно в Сев. Галлии, Рейнской обл., в Испании и Сев. Италии. Помимо ирл. и брит. П. (Poenitentiale νίnnίαnί, Poenitentiale Cummeani и др.), происходивших из круга авторитетных рел. деятелей — епископов Финниана, Куммеана и др., — в обиходе постоянно появлялись новые П., создание которых приняло почти стихийный характер. Отчасти они были анонимными (впоследствии издатели называли их по месту, где хранилась рукопись — напр., Poenitentiale Parisiense, Роепitentiale Floriacense),отчасти приписывались известным церк. писателям (Poenitentiale [Pseudo-]Bedae, Poenitentiale [Pseudo-]Egberti).Особенно авторитетным стал П. Колумбана (Poenitentiale Columbani), на основе которого создавалось большинство простых П. в галльском регионе (Poenitentiale Burgundense, Poenitentiale Bobbiense). Особую группу составили в нач. VIII в. т.н. poenitentialia tripartita — 3-частные П. (Capitula iudiciorum, Sangallense tripartitum, Poenitentiale Remense),являющиеся компиляциями текстов из сочинений наиболее авторитетных церк. авторовБеды Достопочтенного, Феодора Кентерберийского, Куммеана, Колумбана, Эгберта Йоркского.

К нач. IX в. П. так укоренились в приходской практике, что их знание требовалось от принимающего сан священника наравне со знанием богослужебных книг. Однако на раннем этапе использование П. формально не предписывалось ни епископами, ни церк. соборами, а имело скорее характер частной практики к.-л. монастыря или прихода. Количество местных П.-компиляций, далеко не всегда соответствовавших нормам, установленным папскими декреталиями и церк. соборами, и часто содержавших противоречивые предписания, все возрастало, и в результате П. стали объектом интенсивной критики церк. реформаторов уже в эпоху Каролингов. Хотя необходимость существования П. не оспаривалась, Парижский собор 829, напр., потребовал выявления и уничтожения всех анонимных или грубо отступающих от канон, норм П. В сер. IX — XII в. предпринимались меры по унификации содержания П. на фоне общей тенденции к упорядочению покаянной практики. В IX — нач. XI в. появились П. Майнцского архиеп. Рабана Мавра, Ordo Halitgarii еп. Камбрэ Халитгара, De synodalibus causis аббата Регинона Прюмского, Corrector ас medicus Вормсского еп. Бурхарда и др., в которые включались только канон. покаянные предписания и фрагменты из прошедших проверку временем наиболее известных старых П., а также рекомендации по литург. оформлению исповеди — молитвы исповедника с исповедующимся или за него, формулы отпущения грехов — и наставления для ее осмысления. Однако необходимой унификации в П. не последовало вплоть до XII в., когда вместо П. в исповедальной практике стали использовать сборники под названием Summa confessorum (Сумма для исповедников).

Аналогами П. в визант. традиции стали канонарии. На Руси подобные книги назывались епитимийниками.

Ю. Арнаутова

С. 1381-1383.
Поделиться этой публикацией:

Kalendarium

Литургический календарь

Сегодня Среда, 12 Марта
Feria IV. prime hebdomade. Quadr.

Последнее

Последние сообщения

Фонотека: прослушивание аудиозаписей прямо на сайте
В новой версии сайта добавлена возможность прослушивать аудиозаписи в режиме онлайн без необходимости скачивать их на компьютер.
17 Февраля 2025
Новые литургические книги испанского обряда
В раздел «Литургические книги» добавлены богослужебные издания испано-мосарабского обряда конца XX — начала XXI вв. Это официальные литургические книги РКЦ: Missale Hispano-Mozarabicum и Liber Commicus, а также некоторые другие издания.
4 Сентября 2023
Раздел Богослужение на нашем сайте
На сайте создан новый раздел «Богослужение», который включает три основных подраздела: книги, тексты и чинопоследования. Постепенно мы будем размещать здесь материалы, раскрывающие устройство и содержание древнего испанского богослужения.
2 Марта 2023