ritus toletanus .ru
сайт о древней латинской литургической традиции

Библиотека

Католическая энциклопедия

Отпевание

01.01.2013 5
Отпевание (греч. λειτουργία του έπιταφίου, лат.exsequiae)— литург. чин погребения, представляющий собой серию обрядовых действий, которыми Церковь сопровождает погребение останков умершего и препоручает Богу его душу, молясь о ее спасении. О. не входит в число таинств, а относится к сакраменталиям (ср. ККЦ 1683).

Слово «О.» не является офиц. литург. термином в рус. правосл. и лат. традиции: правильное старослав. название осн. погребальной службы — чин (или последование) погребения. Рус. католики лат. обряда ввели термин «О.» в качестве обозначения обряда Чина погребения (Ordo ехsequiarum),входящего в состав Римского требника.

В рим. обряде до литургической реформы 2-й пол. XX в. О. состояло из заупокойной утрени в соединении с лаудами (т.н. Dirige),заупокойной мессы (Requiem) и разрешительной молитвы (именовавшейся старофранц. словом Absoute,от лат. Absolutio).Заупокойная месса, однако, не совершалась, если погребение приходилось на большие праздники и некоторые др. важные дни литург. года, а в воскресные дни служилась не торжественно. Следующий за ней обряд Absouteвключал песнопение Libera те, краткую литанию Kyrie eleisonи Молитву Господню, после которой совершалось окропление гроба освященной водой и его окаждение и над покойным читалась разрешительная молитва (не наделявшаяся сакраментальным значением). Затем под песнопение Iп раrаdisumгроб переносился к гробнице (или могиле), куда после очередного окропления опускался с определенными молитвами и песнопениями. В некоторых местностях по обычаю священник бросал на гроб первую горсть земли. При О. использовались литург. облачения черного цвета. Существовало также самостоятельное последование О. младенцев: оно не содержало покаянных коннотаций, было менее скорбным и служилось в белых облачениях. Как происходит О. усопшего — в закрытом или, наоборот, открытом гробе — обусловливается у зап. христиан местными традициями.

После II Ватиканского собора, постановившего, что «обряд погребения должен яснее выражать пасхальный характер христианской смерти и лучше отвечать условиям и традициям отдельных стран — даже в том, что касается литургического цвета» (SC 81), был разработан новый Чин погребения, изданный в 1969. По пастырским соображениям может быть выбрано одно из 3 последований О.: содержащее 3 стояния (в доме усопшего, в храме и возле могилы); 2 стояния (в кладбищенской часовне и возле могилы); 1 стояние в любом из трех вышеупомянутых мест. Однако в каждом случае О. содержит 4 осн. момента: встреча общины, Литургия слова, Евхарист. литургия и прощание с покойным, представляющее собой вручение его Богу Церковью. При отсутствии священника О. может совершать диакон или соответствующим образом подготовленный мирянин, однако в этом случае Евхарист. литургия опускается. В некоторые дни литург. года О. совершается без заупокойной мессы. Из цветов литург. облачений предпочтение отдается фиолетовому. Существенно отличаются обряды О. в октаву Рождества Христова или Пасхи, а также О. младенцев. Предусмотрена также возможность О. некрещеных младенцев, родители которых желали, но не успели совершить их крещение, и О. катехуменов. Допускается О. в случае кремации. Во всех перечисленных случаях предусмотрены облачения белого цвета. Погребение Папы Римского имеет особенности и совершается в красных облачениях.

В визант. обряде предусмотрены различные чинопоследования О. для мирян, священников, монашествующих и младенцев, а также для О. на Светлой седмице, отличающиеся по объему и составу текстов, а также по некоторым обрядовым действиям (напр., обнесение тела усопшего священника вокруг храма). Сравнительно поздний обычай полагать тело отпеваемого во гроб (старослав. «ковчег»; под собственно «гробом» в литург. рубриках подразумевается гробница или могила) в наст, время распространен далеко не везде; гроб, в случае его использования, оставляется на время О. открытым. О. совершается, в зависимости от местной традиции, в храме или на его паперти, но в случае необходимости может происходить и в др. местах (напр., в доме покойного или на кладбище). Оно включает серию молитв и песнопений (в т.ч. чтение заупокойного канона), а также чтения из Апостола и Евангелия; в конце О. с покойным прощаются его близкие, которые воздают ему последнее целование, и священник читает т.н. прощальную молитву разрешительного характера. Обычно О. должно завершаться положением тела в могилу (или гробницу), куда первую горсть земли бросает священник (в некоторых регионах он также вливает в могилу елей из лампады), однако нередко ввиду отдаленности кладбища от храма этот обряд заменяется тем, что еще в храме священник кладет в гроб горсть земли. О. в визант. обряде совершается обычно в облачениях белого цвета.

В Правосл. Церкви в последнее время допускается заочное О. в отсутствие останков покойного (напр., в случае кремации или невозможности привезти тело покойного в храм).

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1143-1145.
Поделиться этой публикацией:

Kalendarium

Литургический календарь

Сегодня Среда, 12 Марта
Feria IV. prime hebdomade. Quadr.

Последнее

Последние сообщения

Фонотека: прослушивание аудиозаписей прямо на сайте
В новой версии сайта добавлена возможность прослушивать аудиозаписи в режиме онлайн без необходимости скачивать их на компьютер.
17 Февраля 2025
Новые литургические книги испанского обряда
В раздел «Литургические книги» добавлены богослужебные издания испано-мосарабского обряда конца XX — начала XXI вв. Это официальные литургические книги РКЦ: Missale Hispano-Mozarabicum и Liber Commicus, а также некоторые другие издания.
4 Сентября 2023
Раздел Богослужение на нашем сайте
На сайте создан новый раздел «Богослужение», который включает три основных подраздела: книги, тексты и чинопоследования. Постепенно мы будем размещать здесь материалы, раскрывающие устройство и содержание древнего испанского богослужения.
2 Марта 2023