ritus toletanus .ru
сайт о древней латинской литургической традиции

Библиотека

Католическая энциклопедия

Навечерие

01.01.2013 6
Навечерие (греч. παραμονή, лат. vigilia, profestum) — канун церк. Праздника.

Ввиду того что традиционно с самого начала становления христ. культа литург. сутки исчисляются с вечера, еще в первые века сложился обычай начинать празднование продолжительным молитвенным бдением (оно могло занимать большую часть вечера и ночи), которое со временем стало принимать формы конкретных богослужений (иногда в виде череды служб), предварявших или открывавших (а, возможно, и то и другое) тот или иной праздник (напр., Всенощное бдение). Особое место среди подобных литург. действ закрепилось за богослужением Н. Пасхи, которое Августин назвал «матерью всех святых бдений» (Проповедь 219). Начиная с VIII в. на Западе термин vigiliaв значении богослужения (или серии служб), открывавшего собой праздник, постепенно распространился на послеполуденное время дня, предшествующего этому празднику (иначе называвшегося profestum),а к XIV в. и на весь предшествующий день: Н. наиболее важных праздников приобретают собственные частные последования, многие из них становятся днями строгого поста.

Сходные процессы происходили и на визант. Востоке. Встречающийся в рус. церк. уставе и календаре термин «Н.» является переводом греч. παραμονή, которым в константиноп. соборе Св. Софии обозначались особые службы в кануны важнейших праздников; однако в рус. традиции он используется именно в значении предшествующего празднику дня в результате частичного слияния с термином «предпразднство», пришедшим из Студийского устава. Н. Рождества Христова и Крещения Господня в России именуются сочельником (соответственно, рождественским и крещенским).

В Католической Церкви после литургической реформы II Ватиканского собора Н. в римском обряде занимает традиционное место в начале литург. дня у тех празднований, которые начинаются с вечера предыдущих календарных суток и имеют 1-ю вечерню (торжества и воскресенья), — т.е. только накануне вечером. Оно является частью самого празднования, хотя может иметь и собственное частное последование мессы. Служба Н. Пасхи стала совершаться в Пасхальную ночь, а не утром Святой субботы, куда она переместилась в Средние века. Были введены частные последования месс для Н. Рождества Христова и ряда др. торжеств (в Римском миссале 2002 их число увеличено). Соответственно, Н. перестали быть постными днями (рекомендация строгого поста в Святую субботу относится лишь к той части дня, которая предшествует собственно Н. Пасхи).

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 693-694.
Поделиться этой публикацией:

Kalendarium

Литургический календарь

Сегодня Среда, 12 Марта
Feria IV. prime hebdomade. Quadr.

Последнее

Последние сообщения

Фонотека: прослушивание аудиозаписей прямо на сайте
В новой версии сайта добавлена возможность прослушивать аудиозаписи в режиме онлайн без необходимости скачивать их на компьютер.
17 Февраля 2025
Новые литургические книги испанского обряда
В раздел «Литургические книги» добавлены богослужебные издания испано-мосарабского обряда конца XX — начала XXI вв. Это официальные литургические книги РКЦ: Missale Hispano-Mozarabicum и Liber Commicus, а также некоторые другие издания.
4 Сентября 2023
Раздел Богослужение на нашем сайте
На сайте создан новый раздел «Богослужение», который включает три основных подраздела: книги, тексты и чинопоследования. Постепенно мы будем размещать здесь материалы, раскрывающие устройство и содержание древнего испанского богослужения.
2 Марта 2023