ritus toletanus .ru
сайт о древней латинской литургической традиции

Библиотека

Католическая энциклопедия

Модус

31.12.2012 7
Модус (от лат.modus— мера, способ, образ) — 1) лад ср.-век. зап. церк. монодической музыки (григорианского хорала и др. хоральных традиций); 2) одна из шести ритмических схем, принятых в ср.-век. многоголосной музыке XII-XIII вв.

1) В основе М. лежит диатонический звукоряд. Каждый М. определяется звукорядом со своей структурой и с определенными функциями отд. звуков (ступени модально сильные и слабые, украшающие; к модально сильным относятся опорные и каденционные звуки), иерархией ступеней звукоряда в конкретной композиции, характерными мелодическими формулами и этосом. В зап. источниках система восьми М. впервые появилась в Тонарии из аббатства Сен-Рикьё в конце VIII в., причем сразу в сложившимся виде, поэтому генезис зап. октоиха является предметом науч. гипотез, базирующихся на исследовании наиболее древнего хорального репертуара (не исключено заимствование из Византии). На основании сравнительного изучения рукописных источников, проводимого начиная со 2-й пол. XX в., были выявлены предшественники М., входящих в октоих: т.н. урмодусы («первоначальные М.») ДО, РЕ и МИ, характеризующиеся наличием лишь одного полюса тяготения, одновременно выполняющего функции и доминанты, и финалиса, а также биполярные М., в которых высотные позиции доминанты и финалиса, как и в ладах октоиха, не совпадают. Некоторые биполярные М., равно как и все архаичные М., продолжали существовать наряду с более поздними М. октоиха (их обозначение в совр. хоральных изданиях: С, D и Ε для урмодусов ДО, РЕ и МИ; II и IV для двух биполярных). Однако церк. практика стремилась объять рамками октоиха абсолютно все песнопения. В первую очередь это касалось антифонов, поскольку их М. справедливо должен был согласовываться с тоном относящихся к ним псалмов, тем не менее процесс насильственного введения в рамки октоиха был тотальным. В самых радикальных случаях не ограничивались часто неверным отнесением песнопений к одному из восьми М., но «исправляли» сами песнопения в соответствии с критериями ладов октоиха. В наст, время ведется реставрация подлинного облика песнопений, отраженная в изданиях Graduale triplex (Solesmes, 1979) и Psalterium monasticum,и изучение их аутентичной модальной структуры.

2) Система шести М. классифицирована в трактате Йоханнеса де Гарландиа De mensurabili musica (О мензуральной музыке, ок. 1240). Каждый М. состоит из различных, как правило, повторяющихся комбинаций долгих и кратких длительностей. Все М. имели трехдольную структуру, называемую перфектной («совершенной»).

Ю. Москва

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 499-500.
Поделиться этой публикацией:

Kalendarium

Литургический календарь

Сегодня Среда, 12 Марта
Feria IV. prime hebdomade. Quadr.

Последнее

Последние сообщения

Фонотека: прослушивание аудиозаписей прямо на сайте
В новой версии сайта добавлена возможность прослушивать аудиозаписи в режиме онлайн без необходимости скачивать их на компьютер.
17 Февраля 2025
Новые литургические книги испанского обряда
В раздел «Литургические книги» добавлены богослужебные издания испано-мосарабского обряда конца XX — начала XXI вв. Это официальные литургические книги РКЦ: Missale Hispano-Mozarabicum и Liber Commicus, а также некоторые другие издания.
4 Сентября 2023
Раздел Богослужение на нашем сайте
На сайте создан новый раздел «Богослужение», который включает три основных подраздела: книги, тексты и чинопоследования. Постепенно мы будем размещать здесь материалы, раскрывающие устройство и содержание древнего испанского богослужения.
2 Марта 2023