ritus toletanus .ru
сайт о древней латинской литургической традиции

Библиотека

Католическая энциклопедия

Литургия слова

04.05.2013 4
Литургия слова (лат. Liturgia verbi),в зап. литургической терминологии — часть богослужения некоторых таинств и сакраменталий, основу которой составляет чтение фрагментов Св. Писания.

В Святой мессе Л.с. является первой из двух осн. частей. В вост. традиции аналогичная часть в контексте Божественной литургии именуется Литургией оглашенных; в этом названии запечатлелась раннехрист. церк. практика, когда оглашенные (катехумены) не могли присутствовать вместе с верными (уже крещенными членами Церкви) во время совершения Евхаристии, а ограничивались 1-й частью литургии (во время которой читалось и толковалось слово Божие), приобретая благодаря этому знание основ христ. Веры.

Л.с. восходит к иуд. практике чтения и толкования Св. Писания в синагогах. В ранней Церкви Л.с. включала в себя возглашение нескольких перикоп (фрагментов, которые принято называть чтениями) из Библии (последним и главным среди них был фрагмент из Евангелия). Каждое чтение толковалось в следовавшей за ним проповеди; чтения перемежались пением псалмов и др. библ. гимнографических текстов. Затем в Л.с. следовали молитвенные прошения о нуждах Церкви и мира, завершавшиеся особой молитвой о катехуменах, после которой последние покидали собрание. Подобная структура Л.с. с теми или иными изменениями сохранилась в дальнейшем в различных литург. обрядах. Первоначально выбор текстов для чтений определялся предстоятелем; как правило, практиковалось последовательное чтение той или иной библ. книги, продолжавшееся на каждой последующей литургии. В раннем Средневековье в различных местных Церквях закрепилась собственная практика выбора чтений в зависимости от дня литург. года: в ряде случаев они были обусловлены темой праздника или литург. времени, в остальных носили последовательный характер, позволявший представить в наибольшей полноте важнейшие библ. Книги.

В традиции Рим. Церкви Л.с. первоначально состояла из 3 чтений (в.-з., апост. и еванг.) с проповедью; между двумя первыми чтениями пелся псалом с ответом (responsorium), а чтению Евангелия предшествовало пение Аллилуйя; завершалась Л.с. Молитвой верных (на исходе раннего Средневековья в конце Л.с. в воскресные и праздничные дни стал произноситься также Символ веры). В эпоху зрелого Средневековья Л.с. в рим. обряде претерпела ряд изменений: число чтений свелось к двум — апостольскому (заменявшемуся в ряде случаев ветхозаветным) и евангельскому; псалом был сведен к неск. стихам (градуал), к которым в отд. случаях могли присоединяться секвенция или тракт; проповедь перестала носить обязательный характер; Молитва верных вышла из употребления.

Благодаря литургическому движению в сер. XX в. в Католической Церкви возникло стремление к возвращению Л.с. ее исходного значения: уже тогда в приходах некоторые чтения стали дублироваться на совр. нац. языках. II Ватиканский собор наметил существенное реформирование Л.с., заявив, что 2 части мессы (Л.с. и Евхарист. литургия) «так тесно связаны одна с другой, что составляют единый акт богопочитания» (SC 56). В числе важных решений собора было более полное раскрытие для верных сокровищницы Библии, «чтобы в течение установленного числа лет народу зачитывалась преобладающая часть Св. Писания» (п. 51), усиление роли проповеди (п. 52), восстановление Молитвы верных (п. 53), использование в чтениях и молитвах нац. языков (п. 54). Благодаря этому в ходе дальнейшей реформы облик Л.с. в рим. обряде во многом приблизился к первоначальному: вновь стал произноситься ответный псалом, а по воскресеньям и в дни торжеств число чтений из Св. Писания достигло трех.

Для того чтобы верующие имели возможность приобщаться к Божественному Откровению в большей его полноте, литург. годы объединяются в 3-годичные циклы для воскресных чтений и в 2-годичные — для будничных: т.о., по воскресеньям и дням торжеств в течение 3 лет прочитывается большая часть Евангелия и наиболее значительные места из др. книг ВЗ и НЗ; по будням же все Евангелие прочитывается в течение одного литург. года, а важнейшие фрагменты др. библ. книг — в течение 2 лет. Во мн. случаях конкретный выбор текстов Св. Писания для чтения на мессе обусловлен событиями истории спасения, празднуемыми в данный день или период литург. года. Книгой, по которой во время мессы читаются соответствующие фрагменты Св. Писания, является Лекционарий.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1714-1716.
Поделиться этой публикацией:

Kalendarium

Литургический календарь

Сегодня Среда, 12 Марта
Feria IV. prime hebdomade. Quadr.

Последнее

Последние сообщения

Фонотека: прослушивание аудиозаписей прямо на сайте
В новой версии сайта добавлена возможность прослушивать аудиозаписи в режиме онлайн без необходимости скачивать их на компьютер.
17 Февраля 2025
Новые литургические книги испанского обряда
В раздел «Литургические книги» добавлены богослужебные издания испано-мосарабского обряда конца XX — начала XXI вв. Это официальные литургические книги РКЦ: Missale Hispano-Mozarabicum и Liber Commicus, а также некоторые другие издания.
4 Сентября 2023
Раздел Богослужение на нашем сайте
На сайте создан новый раздел «Богослужение», который включает три основных подраздела: книги, тексты и чинопоследования. Постепенно мы будем размещать здесь материалы, раскрывающие устройство и содержание древнего испанского богослужения.
2 Марта 2023