Адопционизм (от лат. adoptio – усыновление) – гетеродоксальное учение о природе Иисуса Христа, согласно которому Он бы не Богом, а только человеком, возвышенным, "усыновленным" Богом Отцом; этот акт усыновления заключается в получении Иисусом особой благодати в определенный момент Его жизни (при крещении или, согласно позднему А., при воскресении). А. отрицает троичность Лиц в Боге, представляя собой разновидность монархианства. Византиец Феодот Старший (кон. II в.) пытался обосновать А. с помощью некоторых цитат из Библии (Мф 12, 31-32; Втор 18, 15); его ученик Феодот Младший, ссылаясь на Евр 5, 6, считал, что у Мелхиседека было больше Божественной силы, чем у Иисуса Христа. Антиохийский еп. Павел Самосатский, осужденный Антиохийским собором 268, согласно многим свидетельствам, также придерживался А.
В расширенном смысле термин А. применяется также к некоторым концепциям богословов, исповедовавших никейское учение об Отце и Сыне (Никео-Константинопольский символ веры), но слишком подчеркивавших различие между Божественной и человеч. природами Христа, между рожденным предвечно Богом Сыном – Логосом, Вторым Лицом Троицы, с одной стороны, и человеком Иисусом, сыном Марии – Сыном Божиим по усыновлению, которое совершилось, когда Бог Сын принял плоть сына Марии. Адопционистские термины использовали поздние антиох. богословы (Антиохийская богословская школа): Феодор Мопсуэтийский, Несторий в борьбе с аполлинаризмом.
Возрождение А. произошло в Испании в VIII в. в проповедях епископов Элипаннда Толедского и Феликса Урхельского. Использование выражение "усыновление" в применении ко Христу было осуждено в письмах Папы Адриана I к исп. епископам (DH 595) и в актах II Никейского собора (DH 610-611). Согласно решению Франкфуртского собора (DH 612-615), созванного Карлом Великим, осн. ошибка А. состоит в недостаточном различении понятий "личность" и "природа": слово "Сын" относится не к природе (Божественной или человеческой), а лишь к личности Христа. Осуждение А. подтверждено при Папе Льве III на соборах во Фриули (796; DH 619), в Риме (798) и Ахене (800).
А. Горелов
Источник: Католическая Энциклопедия. Т 1. М.: Изд-во Францисканцев, 2002. – С. 97-98.