ritus toletanus .ru
сайт о древней латинской литургической традиции

Библиотека

Католическая энциклопедия

Полунощница

05.01.2013 4
Полунощница (греч. μεσονυκτικόν) — в визант. и ряде др. литург. традиций одно из богослужений суточного круга. П. является первой из часовых служб начавшегося дня: она открывает собой новый день после ночного сна; ввиду монаш. практики вставать еще затемно, задолго до рассвета, П. совершается во 2-й пол. ночи, но, как правило, не строго в полночь.

В визант. обряде различаются вседневная, субботняя и воскресная П. Вседневная состоит из чтения Пс 50 и Пс 118, Никео-Константинополъского символа веры, песнопения Се жених грядет в полунощи, Пс 120 и Пс 133 и тропарей; субботняя и воскресная П. содержат некоторые отличия от вседневной. Согласно визант. монаш. традиции, П. призвана напоминать полуночную молитву Христа перед принятием Им добровольных страданий, а также поддерживать постоянную память о дне Его второго пришествия, которое, по распространенному в Церкви верованию, основанному на некоторых словах Иисуса (ср. Мф 25, 1-13), должно произойти именно в полночь.

Утреннее молитвенное правило в правосл. молитвословах во мн. местах дублирует тексты чина П.

Особое место принадлежит пасхальной П., которая в сложившемся богослужебном обиходе визант. обряда предваряет утреню, открывающую праздник Пасхи. Пасхальная П. содержит повторение чтения канона Святой субботы, т.о. замыкая собой Страстную неделю (седмицу).

В визант. обряде П. остается исключительно монаш. службой. Единственным исключением в приходской богослужебной практике является пасхальная П.

В рим. традиции функциональным соответствием П. была утреня (matutinum), в древности называвшаяся также бдением (vigiliae), которая состояла из 1 или 3 ноктурнов (доел, «ночных»): исходно она начиналась ок. 2 ч ночи, но в эпоху зрелого Средневековья возникла тенденция переносить ее на вечер накануне. При общинном служении обычно непосредственно после утрени совершались лауды (laudes).

Особенным богослужением в рим. традиции была темная П. (tenebrae— досл. «мрак»), представлявшая собой соединение утрени и лауд четверга, пятницы и субботы Страстной недели и совершавшаяся поздним вечером накануне каждого из этих дней. Темная П. начиналась при свете 15 свечей, горевших на большом подсвечнике в форме вертикального треугольника. После каждого из 15 псалмов, входивших в последование, гасилась одна свеча; постепенно храм погружался по мрак, и завершающая часть службы совершалась в полной темноте. Это имело многоплановую символику (временное наступление власти князя тьмы, наступление тьмы во время распятия Иисуса, Его сошествие во ад). В конце темной П. имел место также предписанный рубриками «шум и грохот»; это напоминало о землетрясении, которым сопровождалась смерть Христа.

После литургической реформы 2-й пол. XX в. темная П. не была сохранена в составе Литургии часов, однако аналогичные ей богослужения последних дней Страстной недели с постепенным гашением свечей совершаются во мн. регионах.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1607-1608.
Поделиться этой публикацией:

Kalendarium

Литургический календарь

Сегодня Среда, 12 Марта
Feria IV. prime hebdomade. Quadr.

Последнее

Последние сообщения

Фонотека: прослушивание аудиозаписей прямо на сайте
В новой версии сайта добавлена возможность прослушивать аудиозаписи в режиме онлайн без необходимости скачивать их на компьютер.
17 Февраля 2025
Новые литургические книги испанского обряда
В раздел «Литургические книги» добавлены богослужебные издания испано-мосарабского обряда конца XX — начала XXI вв. Это официальные литургические книги РКЦ: Missale Hispano-Mozarabicum и Liber Commicus, а также некоторые другие издания.
4 Сентября 2023
Раздел Богослужение на нашем сайте
На сайте создан новый раздел «Богослужение», который включает три основных подраздела: книги, тексты и чинопоследования. Постепенно мы будем размещать здесь материалы, раскрывающие устройство и содержание древнего испанского богослужения.
2 Марта 2023