Православная энциклопедия
Великий пост
02.04.2012
6
Великий пост [Церковнослав. Святой и великий пост, четыредесятница святая; греч. Τεσσαρακοστὴ; лат. Quadragesima], период литургического года, предшествующий Страстной седмице и празднику Пасхи. В связи с тем что Пасха может попадать на разные числа календаря, В. п. также каждый год начинается в разные дни. Он включает 6 седмиц (к ним прибавляется 7-я – Страстная), или 40 дней, поэтому называется также Св. Четыредесятницей.
[Статья опубликована не полностью]
Великий пост в Римской Церкви
По сообщению Сократа Схоластика (V в.), древнейшим в Риме был 3-недельный пост, причем по субботам, как и в Александрии, Евхаристия не совершалась (Socr. Schol. Hist. eccl. V 22). При папе Льве Великом (440-461) В. п. составлял уже 6 седмиц (Leo Magn. Serm. 39. 2-3), включая Страстную (т. о., пост был короче на седмицу, чем в К-поле). Постными считались все дни, кроме воскресений (но включая субботы). Великие пятница, суббота и Пасха составляли triduum sacrum – священное триденствие (Serm. 44. 1; после IX в. triduum стали отсчитывать от Великого четверга). Подобная структура зафиксирована в древнейших лат. Сакраментариях VI-VIII вв., однако в памятниках того времени заметны и следы прежней практики 3-недельного поста: в Геласия Сакраментарии середина поста выделяется как время испытания оглашаемых; во многих памятниках 5-е воскресенье В. п. носит название Mediana, т. е. среднее (впервые этот термин встречается в письме папы Геласия (494) (Ep. 14), затем появляется в письме папы Пелагия I (556-561), к-рый определил это время для совершения ординации – PL. 69. Col. 416); ранние лат. Лекционарии выделяют 3 последние седмицы перед Пасхой чтением Евангелия от Иоанна.
Вопрос о различиях в счете дней В. п. поднимался уже в «Собеседованиях» прп. Иоанна Кассиана Римлянина, к-рый указывал на особенности «западной» практики поста, составляющего 6 седмиц (включая Страстную), и «восточной» из 7 седмиц (Ioan. Cassian. Collat. 21. 24, 27). В лат. монашеских «Правилах Учителя» (45. 8-11), датируемых 1-й четв. VI в., присутствует особый постный период года, называемый «сотницей Пасхи» (centesima paschae). Он начинается сразу после Богоявления и продолжается до Пасхи; входящий в состав этого периода общецерковный 40-дневный пост, оканчивающийся в Великий четверг, проводится более строго.
Принятые в V-VI вв. в Риме для В. п. 6 седмиц без воскресений дают в совокупности только 36 дней, поэтому не позднее VII в. В. п. в Римской Церкви был удлинен еще на 4 дня – его начало с 6-го воскресенья (к-рое собственно и называется Quadragesima – Четыредесятница) до Пасхи было перенесено на предшествующую среду. В таком виде В. п. стал в лат. Церкви общепринятым, хотя первоначально практика пощения в разных областях различалась (напр., в Испании В. п. длился 5 седмиц, а в Милане – 6, без прибавочных 4 дней).
В VI-VII вв. В. п. был дополнен подготовительным периодом – предварительными воскресеньями т. н. 70-цы, 60-цы и 50-цы (Septuagesima, Sexagesima, Quinquagesima), к-рые являются воскресными за 3, за 2 и за 1 (или за 1/2) седмицы до поста. В итоге период аскетической подготовки к Пасхе достиг продолжительности в 9 седмиц. Месса в течение В. п. первоначально совершалась, видимо, только по воскресеньям. По средам и пятницам В. п. в Риме в IV в. совершалась только литургия Слова; в V-VI вв. к этим дням были добавлены понедельник, вторник и суббота; после VI в. во все эти дни уже совершалась полная месса; при папе Римском Григории II (715-731) мессу стали совершать и по четвергам В. п. В позднейших памятниках месса совершается во все дни В. п. (единственные дни без мессы в рим. обряде – Великие пятница и суббота).
В Риме, как и в др. городах христ. мира, В. п. был связан с огласительным циклом, а также с принятием кающихся. Днями, особо связанными с оглашением, были среда, пятница и суббота 3-й и 4-й седмиц В. п. (соответствуют визант. 4-й и 5-й седмицам). Оглашаемые принимали Крещение на Пасху (см. ст. Великая суббота), кающиеся же допускались к покаянию в среду перед воскресеньем Quadragesima и вновь принимались в церковное общение в Великий четверг. С течением времени огласительные обряды вышли из практики, что повлияло на структуру великопостного рим. Лекционария (A. Шавасс), а исчезновение публичного покаяния привело к тому, что на время В. п. все верные как бы переходили в разряд кающихся. В связи с этим с XI в. на Западе распространился обряд, первоначально связанный с принятием кающихся, посыпать в среду перед Quadragesima (т. е. в 1-й день В. п.) голову освященным пеплом. С XVI в. наименование «Пепельная среда» (Feria IV Cinerum) было официально закреплено за средой, с к-рой начинается В. п. Классическая система В. п. зафиксирована уже в Ordo Romanus XXII (кон. VIII в.). На время В. п. отменялись аллилуиарий и Gloria на мессе; обычным цветом облачений был фиолетовый. Особо выделялись 2 седмицы – предпоследняя (Страстей, лат. Passionis) и последняя (Святая, к-рая соответствует Страстной седмице на Востоке) перед Пасхой.
На протяжении В. п. в средневековье запрещалось вкушение скоромного; в будние дни ели только один раз, в послеполуденное время. Во 2-й пол. XX в. В. п. в католич. Церкви был официально превращен из поста просто в особый период года, имеющий всего лишь нек-рые богослужебные особенности, т. к. папа Павел VI Апостольской конституцией Paenitemini (17 февр. 1966) отменил каноническую обязанность соблюдения поста в период В. п., предписав в качестве обязательного для всех лишь пост Великой пятницы.
После реформ, инициированных Ватиканским II Собором, существенно изменилась структура В. п.: цикл чтений зависит от того, какой именно из 3 годовых циклов (A, B, C) случается. Во всех 3 циклах в 1-е и 2-е воскресенья В. п. вспоминается искушение Христа в пустыне и Его Преображение. Темы следующих воскресений поста меняются в зависимости от циклов. Цикл A условно называется крещальным и связан с восстановлением практики Крещения (или (для крещеных) – обновления крещальных обетов) на Пасху. Цикл B считается более христоцентричным и подготавливает верующих к приближению и восприятию Страстей Христовых. Цикл C – покаянный; евангельские чтения циклов А и B выбираются преимущественно из Евангелия от Иоанна, цикла C – из Евангелия от Луки (см. ст. Quadragesima).
Лит.: Мансветов И. О постах правосл. вост. Церкви // ПрТСО. М., 1885. Ч. 36. С. 335-399; Ч. 37. С. 630-698; Петровский А. В. Предпасхальный пост в истории его развития // ХЧ. 1900. № 4. C. 587-600; Никольский. Устав. Т. 2. С. 650-690; Скабалланович М. С. Великий пост. К., 1910; он же. Типикон. Вып. 1; Карабинов И. А. Постная Триодь. СПб., 1910; Salaville S. La Tesserakostê au Ve canon de Nicée // EO. P., 1910. Vol. 13. P. 65-72; 1911. Vol. 14. P. 355-357; Chavasse A. La structure du carême et les lectures des messes quadragésimales dans la liturgie romaine // LMD. 1952. Vol. 31. P. 82-84, 95-98; idem. Les feries de Carême célébrées au temps de Saint Léon le Grand (440-461) // Miscellanea liturgica in onore di G. Lercaro / Ed. A. Bugnini etc. R., 1966. Vol. 1. P. 551-557; Peri V. La durata e la struttura della Quaresima nell' antico uso ecclesiastico gerosolimitano // Aevum: Rass. di scienze storiche, linguistiche e filologiche. Mil., 1963. Vol. 37. P. 147-162; Coquin R.-G. Une réforme liturgique de Concile de Nicée (325)? // Comptes Rendus / Acad. des inscriptions et belles-lettres. P., 1967. P. 178-192; Regan P. The three days and the forty days // Worship. Collegeville (Minnesota), 1980. Vol. 54. P. 2-18; Шмеман А., прот. Великий пост. П., 1981; Scarnera A. Il digiuno cristiano dalle origini al IV secolo. R., 1990. (BEL.S; 51); Talley Th. The Origins of the Liturgical Year. Collegeville (Minnesota), 1991; Bonnet M. La mystagogie du Triode: expérience personnelle du mystère du salut pendant le Carême orthodoxe // Mystagogie: pensée liturgique d'aujourd'hui et liturgie ancienne / Ed. A. Triacca etc. R., 1993. P. 37-54. (BEL.S; 70); Johnson M. From Three Weeks to Forty Days: Baptismal Preparation and the Origins of Lent // Living Water, Sealing Spirit: Readings on Christian Initiation / Ed. M. E. Johnson. Collegeville (Minnesota), 1995. P. 118-136; Beckwith R. Calendar and Chronology, Jewish and Christian: Biblical, Intertestamental and Patristic Studies. N. Y., 1996; Bertonière G. The Sundays of Lent in the Triodion: The Sundays Without a Commemoration. R., 1997. (OCA; 253); Mgaloblishvili T. The Lent Cycle in Ancient Georgian Homiletic-Liturgical Collections // StPatr. 1997. Vol. 33. P. 558-561; Passover and Easter: Origin and History to Modern Times / Ed. P. Bradshaw, L. Hoffman. Notre Dame (Indiana), 1999; Passover and Easter: The Symbolic Structuring of Sacred Seasons / Ed. P. Bradshaw, L. Hoffman. Notre Dame (Indiana), 1999; «Весна постная, цвет покаяния...»: Восхождение к жизни вечной / Сост. Г. А. Пыльнева. М., 2002; Богослужения Триоди Постной. М., 2002.
Источник: Православная энциклопедия. Т. 7. М., 2004. С. 454-463.
Поделиться этой публикацией: