ritus toletanus .ru
сайт о древней латинской литургической традиции

Библиотека

Православная энциклопедия

Ватиканский II собор (Учение о таинствах, Литургическая реформа)

12.11.2012 7
Ватиканский II собор (11 окт. 1962 – 8 дек. 1965), Собор Римско-католической Церкви, в католич. традиции «21-й вселенский». Проходил в базилике св. Петра в Риме; состоялось 4 сессии, 168 генеральных конгрегаций. В В. С. участвовали 3058 епископов и генеральных настоятелей монашеских орденов и конгрегаций, присутствовали также миряне, наблюдатели др. конфессий, дипломатический корпус. Собором были приняты 4 конституции, 9 декретов и 3 декларации: конституция о свящ. литургии «Sacrosanctum Concilium» (SC; 04.12.1963), догматическая конституция о Церкви «Lumen gentium» (LG; 21.11.1964), догматическая конституция о Божественном Откровении «Dei Verbum» (DV; 18.11.1965), пастырская конституция о Церкви в совр. мире «Gaudium et spes» (GS; 07.12.1965), декрет о средствах массовой коммуникации «Inter mirifica» (IM; 04.12.1963), декрет о Вост. католич. Церквах «Orientalium Ecclesiarum» (OE; 21.11.1964), декрет об экуменизме «Unitatis redintegratio» (UR; 21.11.1964), декрет о пастырском служении епископов в Церкви «Christus Dominus» (CD; 28.10.1965), декрет об обновлении жизни монашествующих в совр. условиях «Prefectae caritatis» (PC; 28.10.1965), декрет о подготовке к священству «Optatam totius» (OT; 28.10.1965), декрет об апостольстве мирян «Apostolicam actuositatem» (AA; 18.11.1965), декрет о миссионерской деятельности Церкви «Ad gentes divinitus» (AG; 07.12.1965), декрет о служении и жизни священников «Presbyterorum ordinis» (PO; 07.12.1965), декларация о христ. воспитании «Gravissimum educationis» (GE; 28.10.1965), декларация об отношении Церкви к нехрист. религиям «Nostra aetate» (NA; 28.10.1965), декларация о религ. свободе «Dignitatis humanae» (DH; 07.12.1965).

[сокращено]

Богословие

Учение о таинствах

В конституции «Sacrosanctum Concilium» Собор констатировал, что со временем в обряды таинств «проникло то, из-за чего в наше время их природа и назначение стали не столь очевидны», поэтому Собор определил, что «их нужно в известной мере преобразовать применительно к потребностям нашего времени», относительно этого пересмотра Собор выработал след. меры: использование совр. местного языка при совершении таинств; в миссионерских странах возможно принятие «элементов посвящения, имеющихся в употреблении у какого-либо народа,– в той мере, в какой их можно привести в соответствие с христианским обрядом»; восстановление катехумената для взрослых с последовательным совершением освящаемых обрядов; введение преобразований, к-рые могут применяться по усмотрению местного ординария при большом стечении народа, а также более краткого обряда Крещения, к-рым могут пользоваться миссионеры; возобновление в обряде Миропомазания обетований, данных при Крещении; замена традиц. наименования Соборования «последнее Елеосвящение» (Extrema unctio) «Помазанием больных» (Unctio infirmorum), ибо это таинство предназначено не только для тех, кто стоит на пороге смерти; полномочной церковной территориальной власти предоставляется право выработать обряд бракосочетания, сообразный с местными и национальными (т. е нехрист., чаще всего языческими) обычаями (SC. 62-76).

Относительно таинства Священства между католич. богословами веками шли дискуссии, считать ли епископство самостоятельной степенью священства, а архиерейскую хиротонию – таинством. Еще Тридентский Собор провозгласил, что епископы, являясь преемниками апостолов, были поставлены Св. Духом, чтобы пасти Церковь Божию (Деян 20. 28), «что они выше священников»: они преподают таинство Миропомазания, рукополагают служителей Церкви и могут исполнять др. функции, на к-рые низшие чины не имеют власти (DS. 1768).

В. С. подтвердил, что рукоположение во епископа является таинством (LG. 26), «через епископское посвящение сообщается полнота таинства Священства»; «оно именуется высшим священством, вершиной священнослужения». Через возложение рук и через слова посвящения сообщается благодать Св. Духа, «так налагается священная печать, что епископы преимущественным и очевидным образом замещают Самого Христа, Учителя, Пастыря и Первосвященника, и действуют от Его лица». Епископы обладают правом принимать в состав епископов через таинство Священства (LG. 21).

Э. П. Б.

[сокращено]

Литургическая реформа

стала главной темой конституции «Sacrosanctum concilium». Кроме того, вопросы, связанные с литургикой, отражены в др. соборных документах: декларации о реформе календаря (к-рая дана в приложении к конституции «Sacrosanctum concilium»), декрете о Вост. католич. Церквах «Orientalium Ecclesiarum», декрете о служении и жизни священников «Presbyterorum ordinis», декрете о миссионерской деятельности Церкви «Ad Gentes divinitus».

О расширении использования национальных языков в литургии наряду с традиц. латынью Собор определил, что «в латинских обрядах должно сохранять использование латинского языка», но поскольку «использование современного местного языка нередко может оказаться весьма полезным для народа, ему можно уделить больше места». Принимать решение об использовании и способах использования местного языка Собор предоставил «полномочной территориальной церковной власти» с последующим утверждением решения Апостольским Престолом (SC. 36). Это определение касалось всех видов богослужения: мессы, таинств, треб, часов. В Вост. католич. Церквах «патриарху с его Синодом либо высшей власти каждой Церкви с ее Советом иерархов принадлежит право определять употребление различных языков в священных богослужебных действиях» (OE. 23). Помимо использования национальных языков в богослужении Собор допустил также адаптацию рим. обряда к местным обычаям (SC. 38; AG. 19; OE. 21).

Собор постановил пересмотреть чин мессы т. о., чтобы яснее выявлялся смысл, присущий отдельным ее частям, их взаимосвязь; упростить обряды при сохранении их существа (SC. 50); увеличить количество чтений из Свящ. Писания (SC. 51); включить в мессу после Евангелия и проповеди «общую молитву», или «молитву верных» (SC. 53). Собор разрешил в рим. обряде причащение мирян под двумя видами по усмотрению епископов (SC. 55). Пересмотру должны были подвергнуться и чины совершения таинств и сакраменталий (SC. 63-79). Было допущено общение в таинствах с инославными: «...можно преподавать таинства Покаяния, Евхаристии и Елеосвящения больных восточным христианам, отделенным от Католической Церкви... если они сами об этом попросят... Более того: католикам также разрешается просить о тех же таинствах у служителей-некатоликов, в Церкви которых наличествуют действительные таинства, всякий раз, когда того потребует нужда или подлинная духовная польза, а доступ к католическому священнику окажется... невозможен» (OE. 27). В дальнейшем были подготовлены новые издания Миссала, Ритуала и др. литургических книг, содержащих реформированные последования мессы и др. служб (см. ст. Novus Ordo).

В рим. обряде не практиковалось сослужение, поскольку считалось, что оно умаляет роль священника, служащего мессу in persona Christi, а также, что неск. месс, отслуженных неск. священниками, принесут больше плодов для живых и мертвых, чем отслуженная теми же священниками одна месса. В. С. допустил возможность сослужения в Великий четверг (как на мессе при освящении мира, так и на мессе Вечери Господней), на мессах, совершаемых на Соборах, в собраниях епископов и в синодах, а также на мессе при возведении в сан настоятеля мон-ря. С разрешения правящего епископа сослужение может иметь место на общей монастырской (конвентуальной) мессе, на главной мессе в храмах, на мессах в собрании секулярных и монашествующих священнослужителей (SC. 57). Собор отметил, что в литургическом сослужении наилучшим образом проявляется иерархическое общение священников с епископами (PO. 7-8).

В. С. предписал пересмотр канонов и церковных правил, касающихся внешней стороны богослужения: формы и построения престолов, расположения священных изображений и украшений и т. п. (SC. 128). Было принято решение о реформировании литургического календаря (SC. 107). Собором предписывалась радикальная реформа Бревиария; было отменено и традиц. прочтение всей Псалтири в течение одной недели (SC. 91).

Претворение в жизнь конституции «Sacrosanctum concilium» началось еще до окончания Собора. 4 марта 1964 г. были назначены члены Совета по реализации конституции о богослужении (Consilium liturgicum), 11 марта состоялось его 1-е заседание. Совет возглавил архиеп. Болонский кард. Джакомо Леркаро, секретарем стал отец-лазарист Аннибале Буньини, ревностный сторонник литургической реформы. В задачи совета входила разработка новых чинов мессы и таинств и рассмотрение представляемых на утверждение переводов молитв на национальные языки. Вопросами литургической реформы занималась также Конгрегация обрядов (кард. А. Ларраон). В 1968 г. обе эти структуры возглавил кард. Бенно Гут. В течение последующих лет была проведена масштабная литургическая реформа, радикально изменившая католич. богослужение (что, в частности, вызвало к жизни как движения за сохранение или возрождение тридентского обряда, так и, наоборот, целый ряд течений за дальнейшее реформирование богослужебного чина).

В. П. Пономарёв

[сокращено]

Арх.: ГАРФ. Ф-6991. Оп. 2. Д. 255; ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 461; ЦНЦ ПЭ. Ф. ОВЦС МП. Оп. «II Ватиканский Собор». Д. 1-5; Ф. ОВЦС МП. Оп. «Павел VI». Д. 18/168; 18/179.

Ист.:Denzinger H., Schönmetzer A. Enchiridion symbolorum, definitionum et declarationum de rebus fidei et morum. (DS). Wirzeburgi, 1854. Friburgi Brisgoviae, 196332; Второй Ватиканский Собор: Конституции, Декреты, Декларации. Брюссель, 1992; Документы II Ватиканского Собора. М., 1998; Faggioli M., Turbanti G. Il Concilio inedito: fonti del Vaticano II. Bologna, 2001; Христианское вероучение: догматические тексты учительства Церкви III-XX вв. СПб., 2002.

Лит.: Küng H. Konzil und Wiedervereinigung: Erneuerung als Ruf in die Einheit. W., 1960; Non possumus! // ЖМП. 1961. № 5. С. 73-75; Un Concile pour notre temps / Par J.-P. Dubois-Dumée. P., 1961; К пребыванию в Москве монсеньера И. Виллебрандса // ЖМП. 1962. № 10. С. 43-44; Определения Свящ. Синода // Там же. № 11. С. 9-10; 1963. № 10. С. 5; 1964. № 10. С. 1; 1965. № 9. С. 1-2; Телеграмма председателя Секретариата по содействию христ. единству кард. Беа // Там же. 1962. № 11. С. 13; Казем-Бек А. О Втором Ватиканском Соборе // Там же. 1963. № 1. С. 72-76; Ответы архиеп. Никодима, председателя ОВЦС МП, на вопросы греч. журналиста С. Алексиу // Там же. № 2. С. 21-22; Иванов Н. РПЦ в ее взаимоотношениях с Правосл. и инославными Церквами в 1962 г. // Там же. С. 22-36; Ведерников А. В. Позиция благожелательного внимания: (по поводу Второго Ватиканского Собора) // Там же. С. 62-64; он же. Путем единомыслия: (по поводу 1-й сессии Второго Ватиканского Собора) // Там же. № 3. С. 54-59; № 4. С. 62-68; Казем-Бек А. Второй Ватиканский Собор и совр. человечество // Там же. № 5. С. 74-80; он же. К открытию 2-й сессии II Ватиканского Собора // Там же. № 11. С. 46-53; он же. 2-я сессия Ватиканского Собора // Там же. 1964. № 2. С. 66-74; он же. После 3-й сессии II Ватиканского Собора // Там же. 1965. № 1. С. 67-79; он же. Еще о II Ватиканском Соборе // Там же. № 7. С. 68-73; он же. После Ватиканского Собора // Там же. 1966. № 4. С. 64-73; Abbot W. M. Twelve Council Fathers. N. Y., 1963; Gozzini M. Concilio aperto: Da Giovanni a Paolo. Firenze, 1963; Congar Y. Vatican II: Le Concile au jour le jour. P., 1963-1966. 4 t.; Kampe W. Das Konzil im Spiegel der Presse: In 2 Bde. Würzburg, 1963-1964; Wenger A. Chronique du Vatican II. P., 1963-1966. 4 vol.; Мчедлов М. Под сводами собора св. Петра. М., 1964; Фалькони К. Ватиканский Собор и причины его созыва. М., 1964; Brown R. M. Observer in Rome: A Protestant Rep. on the Vatican Council. N. Y., 1964; Hampe J. C. Ende der Gegenreformation?: Das Konzil: Dokumente und Deutung. Stuttg., 1964; Lambert B. De Rome а Jérusalem: Itinéraire spirituel de Vatican II. P., 1964; Novak M. The Open Church: Vatican II, Act 2. N. Y., 1964; Roux H. Le Concile et le dialogue oecuménique. P., 1964; Caprile G. Cronache del Concilio Vaticano II. Vol. 1-5. R., 1965-1966; Ювеналий (Поярков), еп. О завершительной стадии Второго Ватиканского Собора // ЖМП. 1966. № 3. С. 62-70; К снятию анафемы 1054 г. // Там же. № 2. С. 4; Bull G. Vatican Politics At the Second Vatican Council 1962-1965. L., 1966; Coppa G. Problemi del Concilio. Alba, 1966; La Madonna nella Costituzione «Lumen gentium». Mil., 1966; Василий (Кривошеин), архиеп. Догматическое постановление «О Церкви» II Ватиканского Собора с православной точки зрения // ВРЗЕПЭ. 1966. № 56. С. 222-238; Экуменические свидетельства // Россия и Вселенская Церковь. Брюссель, 1966. № 1 (67). С. 1-9; La Costituzione sulla S. Liturgia e l'istituzione per l'esatta applicazione presentata ai fedeli. Alba, 1967; La chiesa incontro al mondo: per una lettura della Costituzione pastorale su «La chiesa nel mondo contemporaneo». Mil., 1967; II Ватиканский собор: замыслы и итоги. М., 1968. (Вна; Вып. 6); Beach B. B. Vatican II: bridging the Abyss. Wash., 1968; Bonn E. L'Église catholique et l'oecuménisme depuis la fin du Concile Vatican II jusqu' à la fin du premier Synode episcopal. P., 1968; Pierini F. Catechismo del Concilio Vaticano II. R., 1968; Martelet G. Les idées maîtresses de Vatican II: Initiation à l'esprit du Concile. P., 1969; Commentary on the Documents of Vatican II. N. Y., 1969. 5 vol.; Dizionario del Concilio Ecumenico Vaticano II. Vat., 1969; Gonzales-Carvajal L. La Legión de María: Un apostolado para los tiempos del postconcilio. Estella, [1970]; Romero Gomez M. Interpretacion et applicacion du réglement du Concile Vatican II. P., 1970; Казанова А. Второй Ватиканский Собор: критика идеологии и практики совр. католицизма. М., 1973; L'ecclesiologia dal Vaticano I al Vaticano II. Brescia, 1973; Hégy P. L'Autorité (dans le catholicisme contemporaine: Du «Syllabus» à Vatican II. P., 1975; Lefevre M., mgr. J'accuse le Concile! Martigny, 19762; idem. Ils l'ont découronné: Du libéralisme à l'apostasie: la tragédie conciliaire. Escourolles, 1987; Enchiridion Vaticanum: testo ufficiale. Bologna, 1976-[2002]. vol. 1-[18]; Никодим (Ротов), митр. Иоанн XXIII, папа Римский // БТ. 1979. Сб. 20. С. 83-240; Grootaers J. De Vatican II (Jean Paul II: le grand tournant de l'Église catholique. P., 1981; Giovanni Battista Montini, Archivescovo di Milano, e il Concilio Ecumenico Vaticano II. Brescia, 1983; Glaube in Prozess: Christsein nach II. Vatikanum: Für K. Rahner. Freiburg i. Br., 1984; Fede, tradizioni, profezia: Studi su Giovanni XXIII e sul Vaticano II / A. Melloni etc. Brescia, 1984; Филипс Ж. Приснодева Мария и Второй Ватиканский Собор // Символ / Слав. б-ка в Париже. 1984. № 11. С. 89-96; Il Vaticano II e la Chiesa. Brescia, 1985; Vatican II Revisited. Minneapolis, 1986; Vatican II: The Unfinished Agenda: a Look of the Future. N. Y., 1987; Сурманек Ш. Общие тенденции развития католицизма после II Ватиканского собора. М., 1987; Эволюция идей II Ватиканского собора: реф. сб. М., 1987; Wrzeszcz M. Paweł VI. Warsz., 1979; Мазалова В. П. Католицизм четверть века спустя после II Ватиканского собора. М., 1989; Banaszak M., ks. Historia Kościoła Katolickiego. Warsz., 1992. T. 4; À la veille du Concile Vatican II: vota et réactions en Europe et dans le catholicisme oriental. Leuven, 1992; Кюнг Г. Теология на пути к новой парадигме // Путь. М., 1992. № 2. С. 160-182; Indelicato A. Difendere la dottrina o annunciare l'Evangelo: il dibattito nella Commissione centrale preparatoria del Vaticano II. Genova, 1992; Эвё Ф. Экуменика. М., 1995; Storia del Concilio Vaticano II / Dir. da G. Alberigo. Bologna, 1995-2001. 5 vol.; Томос Агапис: Ватикан – Фанар (1958-1970). Брюссель; М., 1996; Второй Ватиканский Собор: Взгляд из России. М., 1997; L'Evento e le decisioni: studi sulle dinamiche del Concilio Vaticano II / A cura di M. T. Fattori e A. Melloni. Bologna, 1997; Escudero Cabello A. La cuestión de la mediación mariana en la preparacion del Vaticano II: Elementos para una evoluación de los trabajos preconciliares. R., 1997; Olewiński D. J., ks. W obronie Mszy Świętej i tradycji Katolickiej. Komorów, 1997; Пучкин Д. Верны своей вере // Православная беседа. 1997. № 3. С. 18-21; он же. Мерзость запустения // Покров: альманах российских католиков. 1999. № 1. С. 53-56; Angelo A. d'. Vescovi Mezzogiorno e Vaticano II: L'episcopato meridionale da Pio XII a Paolo VI. R., 1998; Antimodernismus und Modernismus in der katholischen Kirche: Beitr. z. theol. Vorfeld des II. Vatikanums. Paderborn etc., 1998; Burigana R. La Bibbia nel Concilio: La redazione della Costituzione «Dei verbum». Bologna, 1998; Calvez J.-Y. Padre Arrupe: La chiesa dopo il Vaticano II. Mil., [1998]; Carbone V. Il Concilio Vaticano II: Preparazione della chiesa al Terzio Millennio. Vat., 1998; Das II. Vatikanum – christl. Glaube im Horizont globaler Modernisierung: Einleitungsfragen. Paderborn; Münch., 1998; Barthe C. Quel avenir pour Vatican II?: Sur quelques questions restées sans réponse. P., 1999; Volti di fine Concilio: studi di storia e teologia sulla conclusione del Vaticano II / A cura di J. Doré, A. Melloni. Bologna, 2000; Melloni A. L'altra Roma: politica di S. Sede durante il Concilio Vaticano II, 1959-1965. Bologna, [2000]; Salvestrini F. La familia cristiana nel Magistero della Chiesa: dal Concilio a Giovanni Paolo II. Mil., 20002; Turbanti G. Un Concilio per il mondo moderno: la redazione della Costituzione pastorale «Gaudium et spes» del Vaticano II. Bologna, [2000]; Bettazzi L. La Chiesa dei poveri nel Concilio e oggi. Pazzini, [2001]; Ziviani G. La Chiesa madre nel Concilio Vaticano II. R., 2001; Bianchi L. Liturgia: memoria o istruzioni per l'uso?: Studi sulla trasformazione della lingua dei testi liturgici nell'attuazione della riforma. Casale Monferrato, 2002; Bonneterre D., abbé. La guerre des missels a déjà eu lieu // Nouvelles de Chrétienté. 2002. № 76. Р. 12-19; Дюмулен П. II Ватиканский Собор // КатЭ. T. 1. С. 863-868; История II Ватиканского Собора / Под ред. Дж. Альбериго; Пер. А. Киселева и др. М., 2003. Т. 1; Любак А., де. Парадокс и тайна Церкви. Милан, б. г.

Источник: Православная энциклопедия. Т. 7. М., 2004. С. 268-303.
Поделиться этой публикацией:

Kalendarium

Литургический календарь

Сегодня Среда, 12 Марта
Feria IV. prime hebdomade. Quadr.

Последнее

Последние сообщения

Фонотека: прослушивание аудиозаписей прямо на сайте
В новой версии сайта добавлена возможность прослушивать аудиозаписи в режиме онлайн без необходимости скачивать их на компьютер.
17 Февраля 2025
Новые литургические книги испанского обряда
В раздел «Литургические книги» добавлены богослужебные издания испано-мосарабского обряда конца XX — начала XXI вв. Это официальные литургические книги РКЦ: Missale Hispano-Mozarabicum и Liber Commicus, а также некоторые другие издания.
4 Сентября 2023
Раздел Богослужение на нашем сайте
На сайте создан новый раздел «Богослужение», который включает три основных подраздела: книги, тексты и чинопоследования. Постепенно мы будем размещать здесь материалы, раскрывающие устройство и содержание древнего испанского богослужения.
2 Марта 2023