Утвар\ь литургическая - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Утварь литургическая

Утварь литургическая (греч. τά λειτουργικά σκεύη, лат. sacra supellex) — предметы, используемые при совершении богослужений и паралитургических обрядов. Хотя нередко понятие У.л. употребляется применительно к любым предметам, используемым при совершении таинств, сакраменталий и иных богослужений или составляющим его антураж, в строгом смысле к У.л. не принято относить: литург. и алтарные облачения, а также алтарные и евхарист. покровы; свящ. изображения (и те элементы интерьера, на которых они установлены, напр. иконостас), кресты (в т.ч. напрестольные, прецессионные и т.п.) и хоругви; предметы храмовой мебели (напр., трон епископа, исповедальню, аналой и т.п.) и убранства храма; катафалки; алтари; богослужебные книги; муз. инструменты (исключение иногда делается для алтарных колоколов и колокольчиков, а также заменяющих их в последние дни Страстной недели колотушек, равно как и для рипид с бубенцами, используемых в некоторых воет, обрядах); звукоусиливающие устройства; используемые в богослужении вещества (хлеб, вино, вода, миро, елей, соль, пепел и т.п., вне зависимости от того, освящены они или нет).

Среди большого разнообразия предметов У.л., используемого в различных литург. традициях, можно выделить следующие основные группы:

1. Сосуды евхаристические (сосуды священные), среди которых особое место принадлежит тем, которые используются для евхарист. видов непосредственно при совершении Божественной литургии (мессы): это патена (patena, в визант. обряде — дискос) для хлеба и чаша для вина. К этой же группе примыкают сосуды для хранения или выставления евхарист. видов: циборий, пиксида, ковчежец, дароносица, дарохранительница и т.п.

2. Предметы для причащения: ложка (церковнослав. лжица); металлическая трубочка, именовавшаяся на Востоке сифоном, а на Западе фистулой; патена (patina) металлическая пластина с рукоятью, иногда используемая в лат. обряде во избежание падения частиц евхарист. видов на пол, и т.п.

3. Др. предметы, используемые при совершении Евхаристии. В визант. обряде это звездица (металлическая конструкция, устанавливаемая на дискосе, поверх которой налагается покровец), копие (обоюдоострый нож для надрезания и раздробления хлеба) и губка (для очищения евхарист. сосудов; в ряде обрядов эту же функцию выполняет плат, напр. пурификатор в лат. традиции). К данной группе можно отнести и таблит в некоторых воет, обрядах — каменную или деревянную плиту, возлагаемую поверх алтаря, на которой при совершении Божественной литургии устанавливаются евхарист. сосуды (в др. традициях его заменяет специальный плат: в визант. обряде антиминс, в латинском корпорал).

4. Различные сосуды, не являющиеся евхаристическими. Среди них есть сосуды, связанные с совершением Евхаристии, но не предназначенные непосредственно для евхарист. видов. В лат. обряде это т.н. ампулы (ampullae) с вином и водой, которые будут влиты в чашу; ампула с водой применяется и для омовения предстоятелем рук, при котором, кроме того, используется блюдце (pelviculum) для слива воды; эта же ампула служит для омовения чаши после потребления даров. В воет, обрядах для омовения рук употребляется обычно кувшин, именуемый в русско-визант. традиции рукоумывалъницей.

Важным свящ. сосудом является купель для крещения (она может быть и неподвижной частью интерьера храма или баптистерия) или водоосвящения. Кропильница служит для хранения освященной воды, предназначенной для окропления. Существуют также сосуды для мира и елея. В зап. традициях для хранения ладана используется лодка (лат. navis, navicula, naviculum) — сосуд соответствующей формы, с ложкой для накладывания ладана. Примыкают к этой группе предметы У.л., не являющиеся сосудами, но используемые для литург. применения жидких материй: кропило (приспособление для окропления освященной водой) и струнец (палочка, один из концов которой обмотан мягкой материей, или кисточка) для помазания миром или елеем.

5. Предметы, предназначенные для освещения храма или иного литург. пространства: лампады и различного рода подсвечники.

6. Предметы для каждения: как ручные (кадило и кацея, различающиеся только по конструкции и способу использования), так и стационарные (кадильница).

Некоторые предметы У.л. занимают обособленное положение. К их числу относятся рипиды — символические опахала (в некоторых вост.  обрядах они снабжены бубенцами, выполняя также функцию ударных муз. инструментов). В зап. обрядах известен балдахин (или процессионная сень), несомый во время процессий над священником, держащим в руках дароносицу. Некоторые предметы У.л. почти полностью вышли из обихода, напр. osculatorium (или рах) — металлическая, костяная или деревянная пластина с изображением распятия, которую во время приветствия мира целовали предстоятель, клирики и миряне.

Исходно У.л. делалась из недорогих материалов и не отличалась внеш. изысканностью. По мере изменений, которые происходили в Церкви на исходе античности и в Средние века, У.л. развивалась от простоты к сложности и богатству — как на уровне ее многообразия, так и на уровне усложнения внеш. формы отд. образцов и дороговизны используемых при их изготовлении материалов. Мн. образцы У.л. Средневековья и Нового времени являются уникальными произведениями искусства.

В Средние века мн. предметы У.л. приобрели символическое толкование, а некоторые из них перестали быть функциональными. Так, напр., рипиды, использовавшиеся первоначально только в качестве опахал, утратив свою исходную функцию, стали символическим выражением веяния Св. Духа.

В XX в. в Католической Церкви наметилась противоположная тенденция. Отцы II Ватиканского собора выразили пожелание, чтобы церк. обряды блистали благородной простотой, были ясны благодаря своей краткости и, как правило, не нуждались в длинных объяснениях (ср. SC 34). Это определило дальнейшее развитие У.л. в сторону большей простоты и функциональности. Отметив, что Церковь должна заботиться о том, чтобы «священная утварь достойно и благообразно служила благолепию богопочитания, принимая при этом те изменения в материале, в форме и в украшениях, которые возникли со временем благодаря развитию техники» (SC 122), II Ватиканский собор предоставил право территориальным собраниям епископов «в том, что касается материала и формы церковной утвари... осуществлять преобразования применительно к местным потребностям и обычаям» (SC 128).

Согласно традиции, находившей закрепление в церк. праве, предметы У.л. (за редким исключением) должны быть освящены прежде их введения в литург. употребление. Право освящать предметы У.л. принадлежит священнику или, в случае некоторых ее видов, епископу (в наст. время в лат. обряде практически любые предметы У.л. могут быть освящены пресвитером).

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 1620-1623.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Пятница, 29 Марта
    Feria VI. prime hebdomade. Quadr.

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 10003
    Сессий: 21
    Сейчас на сайте: 11





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024