Утвар\ь литургическая - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Утварь литургическая

Утварь литургическая (греч. τά λειτουργικά σκεύη, лат. sacra supellex) — предметы, используемые при совершении богослужений и паралитургических обрядов. Хотя нередко понятие У.л. употребляется применительно к любым предметам, используемым при совершении таинств, сакраменталий и иных богослужений или составляющим его антураж, в строгом смысле к У.л. не принято относить: литург. и алтарные облачения, а также алтарные и евхарист. покровы; свящ. изображения (и те элементы интерьера, на которых они установлены, напр. иконостас), кресты (в т.ч. напрестольные, прецессионные и т.п.) и хоругви; предметы храмовой мебели (напр., трон епископа, исповедальню, аналой и т.п.) и убранства храма; катафалки; алтари; богослужебные книги; муз. инструменты (исключение иногда делается для алтарных колоколов и колокольчиков, а также заменяющих их в последние дни Страстной недели колотушек, равно как и для рипид с бубенцами, используемых в некоторых воет, обрядах); звукоусиливающие устройства; используемые в богослужении вещества (хлеб, вино, вода, миро, елей, соль, пепел и т.п., вне зависимости от того, освящены они или нет).

Среди большого разнообразия предметов У.л., используемого в различных литург. традициях, можно выделить следующие основные группы:

1. Сосуды евхаристические (сосуды священные), среди которых особое место принадлежит тем, которые используются для евхарист. видов непосредственно при совершении Божественной литургии (мессы): это патена (patena, в визант. обряде — дискос) для хлеба и чаша для вина. К этой же группе примыкают сосуды для хранения или выставления евхарист. видов: циборий, пиксида, ковчежец, дароносица, дарохранительница и т.п.

2. Предметы для причащения: ложка (церковнослав. лжица); металлическая трубочка, именовавшаяся на Востоке сифоном, а на Западе фистулой; патена (patina) металлическая пластина с рукоятью, иногда используемая в лат. обряде во избежание падения частиц евхарист. видов на пол, и т.п.

3. Др. предметы, используемые при совершении Евхаристии. В визант. обряде это звездица (металлическая конструкция, устанавливаемая на дискосе, поверх которой налагается покровец), копие (обоюдоострый нож для надрезания и раздробления хлеба) и губка (для очищения евхарист. сосудов; в ряде обрядов эту же функцию выполняет плат, напр. пурификатор в лат. традиции). К данной группе можно отнести и таблит в некоторых воет, обрядах — каменную или деревянную плиту, возлагаемую поверх алтаря, на которой при совершении Божественной литургии устанавливаются евхарист. сосуды (в др. традициях его заменяет специальный плат: в визант. обряде антиминс, в латинском корпорал).

4. Различные сосуды, не являющиеся евхаристическими. Среди них есть сосуды, связанные с совершением Евхаристии, но не предназначенные непосредственно для евхарист. видов. В лат. обряде это т.н. ампулы (ampullae) с вином и водой, которые будут влиты в чашу; ампула с водой применяется и для омовения предстоятелем рук, при котором, кроме того, используется блюдце (pelviculum) для слива воды; эта же ампула служит для омовения чаши после потребления даров. В воет, обрядах для омовения рук употребляется обычно кувшин, именуемый в русско-визант. традиции рукоумывалъницей.

Важным свящ. сосудом является купель для крещения (она может быть и неподвижной частью интерьера храма или баптистерия) или водоосвящения. Кропильница служит для хранения освященной воды, предназначенной для окропления. Существуют также сосуды для мира и елея. В зап. традициях для хранения ладана используется лодка (лат. navis, navicula, naviculum) — сосуд соответствующей формы, с ложкой для накладывания ладана. Примыкают к этой группе предметы У.л., не являющиеся сосудами, но используемые для литург. применения жидких материй: кропило (приспособление для окропления освященной водой) и струнец (палочка, один из концов которой обмотан мягкой материей, или кисточка) для помазания миром или елеем.

5. Предметы, предназначенные для освещения храма или иного литург. пространства: лампады и различного рода подсвечники.

6. Предметы для каждения: как ручные (кадило и кацея, различающиеся только по конструкции и способу использования), так и стационарные (кадильница).

Некоторые предметы У.л. занимают обособленное положение. К их числу относятся рипиды — символические опахала (в некоторых вост.  обрядах они снабжены бубенцами, выполняя также функцию ударных муз. инструментов). В зап. обрядах известен балдахин (или процессионная сень), несомый во время процессий над священником, держащим в руках дароносицу. Некоторые предметы У.л. почти полностью вышли из обихода, напр. osculatorium (или рах) — металлическая, костяная или деревянная пластина с изображением распятия, которую во время приветствия мира целовали предстоятель, клирики и миряне.

Исходно У.л. делалась из недорогих материалов и не отличалась внеш. изысканностью. По мере изменений, которые происходили в Церкви на исходе античности и в Средние века, У.л. развивалась от простоты к сложности и богатству — как на уровне ее многообразия, так и на уровне усложнения внеш. формы отд. образцов и дороговизны используемых при их изготовлении материалов. Мн. образцы У.л. Средневековья и Нового времени являются уникальными произведениями искусства.

В Средние века мн. предметы У.л. приобрели символическое толкование, а некоторые из них перестали быть функциональными. Так, напр., рипиды, использовавшиеся первоначально только в качестве опахал, утратив свою исходную функцию, стали символическим выражением веяния Св. Духа.

В XX в. в Католической Церкви наметилась противоположная тенденция. Отцы II Ватиканского собора выразили пожелание, чтобы церк. обряды блистали благородной простотой, были ясны благодаря своей краткости и, как правило, не нуждались в длинных объяснениях (ср. SC 34). Это определило дальнейшее развитие У.л. в сторону большей простоты и функциональности. Отметив, что Церковь должна заботиться о том, чтобы «священная утварь достойно и благообразно служила благолепию богопочитания, принимая при этом те изменения в материале, в форме и в украшениях, которые возникли со временем благодаря развитию техники» (SC 122), II Ватиканский собор предоставил право территориальным собраниям епископов «в том, что касается материала и формы церковной утвари... осуществлять преобразования применительно к местным потребностям и обычаям» (SC 128).

Согласно традиции, находившей закрепление в церк. праве, предметы У.л. (за редким исключением) должны быть освящены прежде их введения в литург. употребление. Право освящать предметы У.л. принадлежит священнику или, в случае некоторых ее видов, епископу (в наст. время в лат. обряде практически любые предметы У.л. могут быть освящены пресвитером).

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 1620-1623.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024