Успение Пресвятой Богородицы - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Успение Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы (греч. Ή Κοίμησις τής Ύπεραγίας Θεοτόκου καί Άειπαρθένου Μαρίας, лат. Dormitio Beatae Mariae Virginis) — завершение земной жизни Пресв. Девы Марии; также церк. праздник в воспоминание об этом событии. В зап. традиции утвердилось и др. название — Взятие Пресв. Богородицы в небесную славу (Assumptio Beatae Mariae Virginis), подчеркивающее не столько завершение земной, сколько начало небесной жизни Девы Марии.

Успение Богородицы в Предании Церкви В НЗ отсутствуют к.-л. сведения о кончине Девы Марии, как и вообще о Ее жизни после Пятидесятницы; они появились в апокрифических источниках, датируемых не ранее кон. IV в. и, возможно, сложившихся в неортодоксальной среде (гностической и т.п.). Осн. интерес представляет группа апокрифов, которые известны под общим условным названием Transitus Mariae (доел. Переход Марии) и приписываются различным авторам, в т.ч. ап. Иоанну Богослову, Иосифу Аримафейскому, Мелитону Сардийскому; эти тексты дошли до нас полностью или частично на греч., сир., лат., копт., араб. и эфиоп. языках (есть также более поздние переводы на армян., груз, и др. языки). К числу самых древних относится т.н. Сказание Иоанна Богослова об успении Святой Богородицы, а также текст, именуемый Liber requiei Mariae (Книга упокоения Марии), сохранившийся на нескольких языках (единственная полная версия — эфиопская).

Между легендами об У.П.Б., представленными в разных апокрифах, имеются существенные сюжетные отличия. Сюжет Сказания Иоанна Богослова, в значительной мере впоследствии воспринятый преданием ряда Церквей Востока и Запада, вкратце сводится к следующему.

Живя в Вифлееме, Дева Мария время от времени приходит в Иерусалим ко гробу Господню помолиться. Там Ей однажды является архангел Гавриил и возвещает, что Ей надлежит, «оставив мир, взойти на небеса к Своему Сыну, в жизнь истинную и неизменную». По молитве Марии Господь посылает Ей в помощь ап. Иоанна, перенеся его из Эфеса на облаке. Затем Св. Дух чудесным образом приводит к Марии др. апостолов из разных концов земли, а тех, которые были уже мертвы, воскрешает. Приближение кончины Марии сопровождается чудесными исцелениями и др. знамениями. Иудеи, видя, как народ почитает Марию, намереваются осадить Вифлеем и сжечь Ее дом, но апостолы переносят одр с Нею в Иерусалим. В воскресный день Марии и апостолам является Сам Иисус и принимает в Свои руки Ее душу. Апостолы переносят тело Марии в Гефсиманию, где полагают его в новой гробнице. В течение трех дней слышится пение невидимых ангелов, а затем оно смолкает, и все узнают, что тело Богородицы переместилось в рай. (В лат. версии это повествование дополнено сюжетной линией о неверии ап. Фомы, отсутствовавшего в момент кончины Марии, и дальнейшем его уверении.)

Ни одно из звеньев этого сюжета не является инвариантным для всех апокрифов данной группы. Наряду с текстами о взятии тела Богородицы на небо имеются и такие, в которых сюжет исчерпывается Ее блаженной кончиной. Взятию на небо в ряде случаев сопутствует телесное воскресение; есть также тексты, согласно которым Мария была телесно взята на небо еще при жизни. В некоторых памятниках тело Марии положено в гробницу и оттуда взято на небеса (длительность пребывания в гробнице варьируется); в других оно взято на небо уже по пути к месту погребения. Расходятся и сведения о местах последних дней жизни Богородицы, Ее кончины и погребения. В разных памятниках сильно может различаться «датировка» описываемого события: от 3 до 50 лет после Вознесения Господня (поэтому варьируется и возраст Богоматери при завершении Ее земного пути).

Один из апокрифов этой группы был подвергнут осуждению в Decretum Gelasianum (нач. VI в.); причиной этого, возможно, послужили содержащиеся в нем элементы гностических учений. Вместе с тем Сказание Иоанна Богослова было воспринято в визант. богослужении праздника У.П.Б. не только как сюжетная основа литург. песнопений, но и как текст для литург. чтения.

Ранние святоотеческие памятники свидетельствуют о первоначальном отсутствии четкого учения об У.П.Б. Епифаний Кипрский в полемич. контексте утверждал, что в Св. Писании ничего нельзя найти «о смерти Марии, о том, умерла ли Она или не умерла, погребена ли Она или не погребена... Я не говорю, что Она осталась бессмертною, но не утверждаю и того, что Она умерла» (Panarion omnium haeresium 78, И).

Впервые учение о взятии Богородицы на небеса отчетливо фигурирует на рубеже V-VI вв. в трактате О Божественных именах Псевдо-Дионисия Ареопагита. В кон. VI в. Григорий Турский первым среди зап. христ. авторов изложил учение о телесном взятии Девы Марии на небо (опираясь на версию, которая в апокрифических рукописях приписывается Мелитону Сардийскому).

Андрей Критский (под влиянием Псевдо-Дионисия Ареопагита, которого он считал учеником ап. Павла и свидетелем У.П.Б.) говорил, молитвенно обращаясь к Богородице: «Гроб не может держать Тебя... Ад не может владеть Тобою... Пока Ты жила с людьми — Тобою обладала малая часть земли; а с тех пор, как Ты покинула землю — весь мир обладает Тобою как общим умилостивлением» (Слово на Успение).

В VII в. принятие учения о телесном взятии Девы Марии на небо засвидетельствовал Герман Константинопольский и ряд др. авторов. Самая ранняя попытка систематического богосл. осмысления этого учения принадлежит Иоанну Дамаскину, который писал: «Надлежало, чтобы Сохранивший в рождестве [Ее] девство нерушимым, соблюл и по смерти [Ее] тело нетленным... Всегда наследство переходит от родителей к детям, но ныне... Сын подчинил Матери всё творение» (II похвальное слово на Успение Богоматери, 14). Иоанн Дамаскин рассказывает, как на Халкидонском соборе Ювеналий, еп. Иерусалимский, сообщил имп. Маркиану и его жене Пульхерии, желавшим получить останки Девы Марии, что апостолы, ставшие свидетелями Ее кончины, позже видели Ее гробницу пустой. Этот рассказ получил впоследствии широкое распространение на Западе и в XVI в. был введен в Римский бревиарий, в чтения октавы У.П.Б.

В ряде традиций Востока вера в телесное взятие Богородицы в небесную славу твердо поддерживается литург. текстами. В визант. богослужении праздника У.П.Б. это одна из центр, тем. На Западе в одном из галликанских сакраментариев обнаружены слова: «... неизъяснимая тайна, тем более достойная возвещения, каковой среди людей является исключительное взятие [на небо] Девы».

В сакраментарии Папы Адриана I (Gregorianum) в мессе У.П.Б. говорится: «Досточтим для нас, Господи, праздник этого дня, в который святая Богородица претерпела смерть временную, но не смогла быть удержана узами смерти Та, Которая Сына Твоего, Господа нашего, из Себя родила воплотившегося».

В зап. богосл. мысли учение о телесном взятии Девы Марии на небо поддерживали и развивали Альберт Великий, Фома Аквинский, Бонавентура, Пётр Канизий, Альфонс Мария де Лигуори. Папа Бенедикт XIV официально придал ему статус «возможного мнения».

В ответ на обращенные к Апост. Престолу многочисл. просьбы пастырей и верных прояснить учение на эту тему, поступавшие с 1870, после длительных консультаций с епископатом Папа Пий XII 1.11.1950 апост. конституцией Munificentissimus Deus провозгласил ex cathedra: «Непорочная Богородица Приснодева Мария по завершении пути земной жизни была взята телом и душою в небесную славу» (п. 44). В апост. конст., которая была обнародована, дается обоснование того, что это учение укоренено в Св. Писании и церк. Предании.

II Ватиканский собор напомнил об этом учении: «Непорочная Дева, сохраненная непричастной всякой скверне первородного греха, завершив путь земной жизни, телом и душою взята была в небесную славу и превознесена Господом как Царица вселенной» (LG 59). Учительство Католической Церкви подчеркивает, что «Взятие Пресвятой Девы в небесную славу — это особое участие в Воскресении Ее Сына и предвкушение воскресения остальных христиан» (ККЦ 966).

Церковный праздник

Названия празднований в воспоминание этого события в разных литург. традициях варьируются, и в каждой из них наблюдаются различные тенденции семантических предпочтений, заметные в языке, на котором складывалась конкретная традиция, еще на раннем этапе оформления текстов на данную тему. Так, в греч. текстах преобладают слова Κοίμησις («засыпание», «погружение в сон»; в церковнослав. языке передано как «успение») и μετάστασις («преставление» — в значениях как «перемещения», так и «кончины»), и крайне редко встречается слово άνάληψις, означающее «вознесение» (использующееся также применительно к Вознесению Господню). Напротив, в лат. текстах чаще встречаются слова assumptio («взятие») и transitus («переход»), и значительно реже можно встретить слово dormitio («успение»). В сир. языке постоянно встречаются эквиваленты «успения» и «перехода», но совершенно отсутствует аналог «вознесения».

В армян. традиции за праздником утвердилось название АРМЯН. (АРМЯН.) — досл. «перенесение вверх» (аналог греч. μεταγωγή; также «похищение»), хотя исторически засвидетельствованы также названия АРМЯН. (АРМЯН.) — «успение», доел, «дремота, сон, сонливость, покой» и АРМЯН. (АРМЯН.) — «преставление, кончина, смерть», доел, «перенесение».

В некоторые периоды в ряде регионов Запада встречались и такие названия праздника У.П.Б., как Pausatio, Depositio («Кончина»), Mors («Смерть»), Dormitio, а также Nativitas S. Mariae («Рождение Св. Марии» для неба).

В некоторых зап. языках слово «взятие» в названии дополняется уточнением «на небо» (нем. Maria Aufnahme in den Himmel, нидерл. Maria-Tenhemelopneming, швед. Jungfru Marias upptagning i himmelen, дат. Jomfru Marias optagelse i him(me)len, норв. Jomfru Marias opptagelse i himmelen, польск. Wniebowziecie Najswietszej Maryi Раппу, чеш. Nanebevzeti Раппу Marie, словац. Nanebovzatie Раппу Marie, словен. Marijino vnebovzetje). В традиционных наименованиях праздника на некоторых языках фигурирует то же слово, которое используется и применительно к Вознесению Иисуса (нем. Maria Himmelfahrt, нидерл. Onze-Lieve-Vrouw Hemelvaart, швед. Jungfru Marias himmelsfard, дат. и норв. Jomfru Marias himmelfart, исл. himnafor Mariu meyja).

В визант. литург. традиции закрепилось название Κοίμησις, переводом которого в славяно-визант. традициях стало Успение. Этим же названием праздника пользуются и рус. католики лат. обряда.

Праздник У.П.Б. известен по меньшей мере с VI в. в Иерусалиме, где он совершался в сер. августа; дата 15 августа была закреплена в кон. VI в. имп. Маврикием, по распоряжению которого был построен храм над гробницей Богородицы.

В Египте и некоторых др. регионах Ближнего Востока, где праздник У.П.Б. появился в то же время, он, в отличие от Палестины, праздновался не в августе, а в январе. Эта же традиция была воспринята на Западе в Галлии уже в VI в.

В Риме У.П.Б. появилось позже, но определенно вошло в литург. практику к кон. VII в. Оно праздновалось в ранге дуплекса 2-го класса, а с 847 — с октавой. К нач. II тыс. рим. традиция празднования У.П.Б. распространилась на всем Западе, хотя в разных его регионах имела отличия. Почти повсеместно оно получило статус предписанного (обязательного) праздника, по сей день сохраняемый канон. правом, а потому и катол. странах стало выходным днем. После реформы литург. календаря в рим. обряде У.П.Б. празднуется в ранге торжества и сохраняет литургически оформленное навечерие. Значение этого празднования особо подчеркивается в апост. обращении Папы Павла VI Marialis cultus (2.02.1974).

Хотя У.П.Б. после реформы не сохраняет октавы, через 7 дней после него (22 августа) празднуется память Пресв. Девы Марии Царицы (введенная еще Пием XII), когда «созерцается Та, которая восседает рядом с Царем веков, сияет как Царица и заступается за нас как Матерь» (Marialis cultus, 6).

В большинстве вост. традиций У.П.Б. празднуется очень торжественно и предваряется постом — 2-недельным, как в византийской и ряде др. традиций, недельным — в армянской и халдейской (у католиков халдейского обряда — 5 дней).

В визант. обряде У.П.Б. имеет статус двунадесятого праздника. В позднее Средневековье в связи с У.П.Б. возник особый обряд — Чин погребения Пресв. Богородицы, совершаемый у плащаницы (у плата с изображением сцены У.П.Б., символизирующего плащаницу, которой было обернуто тело Марии при погребении) и типологически повторяющий погребения Иисуса Христа на утрене Святой субботы. Этот обряд, совершаемый либо в преддверии праздника У.П.Б., либо в один из дней его попразднетва, очень популярен в рус. Православии.

Примечательно, что изначально заложенное в сюжетах о завершении земной жизни Богородицы различение событий Ее успения и взятия на небо нашло отражение не только в различии названий праздника в разных традициях, но и в возможности разделения их празднования внутри одной традиции. Напр., в копт.. и эфиоп. обрядах У.П.Б. празднуется в январе, а Ее Взятие в небесную славу — в августе (как гл. богородичный праздник): это основывается на представлениях, восходящих к некоторым апокрифам, согласно которым прославление Богородицы произошло через 206 дней после Ее кончины. На Западе в некоторых нем. епархиях с кон. XII в. 23 сентября праздновалось «Второе Успение» (там считалось, что Мария была взята на небо через 40 дней после кончины). В Ордене бригитток 30 августа праздновалось Прославление Марии (Бригитта Шведская говорила, что Мария была взята в небесную славу через 15 дней после кончины).

В Центр. Америке 18 августа имел место дополнительный праздник Увенчания Девы Марии, в Калабрии — 16 августа. В некоторых местах Сицилии и Апулии празднование У.П.Б. дублировалось в феврале или ноябре.

Аналоги известны и в Правосл. Церкви: так, в сер. XIX в. митр. Московский Филарет (Дроздов) ввел в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры в дополнение к У.П.Б. праздник Воскресения и Вознесения Божией Матери (17 августа).

В некоторых традициях У.П.Б. устойчиво ассоциируется с приходящимися на это время года обычаями земледельческого цикла — напр., со сбором винограда. В сиро-антиохийском обряде одно из названий У.П.Б. — праздник Богоматери, Покровительницы лозы и винограда. Мария сравнивается с «прекрасной лозой, давшей миру Божественную гроздь, от Которой вино напояет в селенную». Обряд освящения винограда совершается на У.П.Б. также в армян. традиции, где оно празднуется в ближайшее к 15 августа воскресенье.

В герм. странах принято освящать на У.П.Б. ароматические травы: включение подобных благословений в Римский требник толкуется в принятом в 2001 ватиканской Конгрегацией богослужения и таинств Руководстве по народному благочестию и богослужению как «пример подлинной евангелизации дохристианских обрядов и верований» (п. 181).

У.П.Б. нашло отражение в названиях монашеской Конгрегации августинцев Успения Пресв. Богородицы (ассумпционисты), а также ряда связанных с ассумпционистами женских монаш. конгрегаций; это объясняется не особенностями их духовности, а названием коллежа в Ниме (Франция), где была основана конгрегация.

Иконография

В византийской традиции закрепилась иконография У.П.Б. (получившая отражение и на Западе — напр., у Дуччо ди Буонинсеньи): тело усопшей Богородицы (пожилой женщины со сложенными на груди руками) изображается в нижней части иконы лежащим на одре в окружении собравшихся вокруг него апостолов; над Нею в центре иконы — фигура стоящего Христа, Который держит на руках спеленатого младенца, символизирующего Ее душу, которую Он принимает (т.о., Христос и Богородица, некогда носившая Его на руках, как бы поменялись ролями). Обычной для Запада иконографией взятия Богородицы в небесную славу является изображение Ее в виде молодой женщины, возносимой на облаке в небеса в окружении ангелов (у Б.Э. Мурильо, Г. Рени); иногда в нижней части композиции изображены изумленные апостолы у пустой гробницы (у П.П. Рубенса), а в самой верхней части может присутствовать символическое изображение Бога Отца (у Тициана).

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 1608-1616.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Среда, 29 Марта
    Feria IV. Dominice IV. Quadr.

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 991
    Сессий: 53
    Сейчас на сайте: 5







    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2017