К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Песнь Симеона
Песнь
Симеона
— хвалебный гимн из Евангелия от Луки
(Лк 2, 29-32), произнесенный старцем-праведником
Симеоном, встретившим Деву Марию и
Иосифа Обручника с Младенцем Иисусом
в Иерусалимском храме, куда они пришли
по окончании дней очищения (Лк 2, 22-28). В
зап. традиции П.С. часто называют по
первым словам этого гимна в лат. переводе Nunc
dimittis,а
в рус. традиции —
Ныне отпущаеши.
П.С.
вместе с неск. др. гимнами входит в состав
повествования Луки о детстве Иисуса и
служит поэтической прелюдией к осн.
части Евангелия от Луки. В П.С. имеется
много общего с древнеевр. хвалебными
песнопениями, в т.ч. характерный для
этой поэзии параллелизм (Лк 2, 32). Не
удалось точно определить, на каком языке
был изначально написан этот гимн:
некоторые экзегеты предполагают греч.
оригинал, другие приводят аргументы в
пользу семитского (еврейского или
арамейского). В П.С. присутствуют
многочисл. аллюзии на различные в.-з.
тексты, напр. Лк 2, 30 — на Ис 52,10; Лк 2, 31 —
на Пс 97, 2; Лк 2, 32 — на Ис 42, 6.
П.С.
может быть рассмотрена в контексте
параллелизма повествований об Иоанне
Крестителе и Младенце Иисусе: как 3ахария
воздает хвалу Богу за рождение Иоанна
и пророчествует о его будущей миссии
(Лк 1, 76-79), так и Симеон славит Бога за
Иисуса и пророчествует о Нем (Лк 2, 34-35).
П.С.
предваряется рассказом о родителях
Иисуса, пришедших вместе с Младенцем в
Иерусалим для исполнения положенных
после дней очищения обрядов (Лк 2, 22-24,
ср. Лев 12, 6-8). Затем повествуется о самом
Симеоне — «муже праведном и благочестивом»,
на котором был Дух Святой (Лк 2, 25). Под
Св. Духом в контексте иуд. традиции
понимается дух пророчества. Согласно
раввинистическому учению, со времени
после пророка Малахии этот дух был отнят
от Израиля и его возвращение будет
служить признаком наступления мессианской
эры. В рассказе о встрече Симеона с
Иисусом Лука указывает на проявления
действия духа пророчества: Симеон
получил откровение о том, что не умрет,
пока не увидит обещанного Израилю Мессию
(Лк 2, 26); он пришел в Иерус. храм по внушению
духа в то время, когда туда принесли
Иисуса (Лк 2, 27); он узнал в Младенце Мессию
(ср. 1 Цар 16, 6-13), произнес хвалебный гимн,
а затем пророчествовал о Его будущем
(Лк 2, 34-35). Мысль о возвращении духа
пророчества усилена далее рассказом о
пророчестве Анны (Лк 2, 36-38).
П.С.
говорит об исполнении Божьего обещания
Симеону, что он увидит Мессию. Радость
старца, вызванная пришествием Спасителя,
столь велика, что он готов уже умереть.
Тема спасения может служить и указанием
на самого Иисуса, т.к. евр. вариант Его
имени происходит от выражения «Господь
спасает». Спасение, о котором говорит
Симеон, является и славой народа Израиля,
и светом, которым Бог будет просвещать
язычников.
Композиция
«обещание — исполнение обещания —
хвала» в той или иной степени присутствует
и в др. гимнах, включенных Лукой в
повествование о детстве Иисуса
(—Песнь Захарии, —Песнь Богородицы).
Тема просвещения язычников как бы
предваряет будущий рассказ Деяний
апостолов об апост. миссии (напр., Д еян
1, 8; 28, 28).
Текст
П.С. полностью приведен в качестве
вечерней молитвы в
Апостольских постановлениях
(кн. 7, 48).
И
поныне П.С. используется в литург.
практике Церкви: в рим. обряде — в
повечерии, в визант. обряде — в вечерне.
А.
Сомов
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1424-1426.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.