Песн\ь Симеона - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Песнь Симеона

Песнь Симеона — хвалебный гимн из Евангелия от Луки (Лк 2, 29-32), произнесенный старцем-праведником Симеоном, встретившим Деву Марию и Иосифа Обручника с Младенцем Иисусом в Иерусалимском храме, куда они пришли по окончании дней очищения (Лк 2, 22-28). В зап. традиции П.С. часто называют по первым словам этого гимна в лат. переводе Nunc dimittis,а в рус. традиции — Ныне отпущаеши.

П.С. вместе с неск. др. гимнами входит в состав повествования Луки о детстве Иисуса и служит поэтической прелюдией к осн. части Евангелия от Луки. В П.С. имеется много общего с древнеевр. хвалебными песнопениями, в т.ч. характерный для этой поэзии параллелизм (Лк 2, 32). Не удалось точно определить, на каком языке был изначально написан этот гимн: некоторые экзегеты предполагают греч. оригинал, другие приводят аргументы в пользу семитского (еврейского или арамейского). В П.С. присутствуют многочисл. аллюзии на различные в.-з. тексты, напр. Лк 2, 30 — на Ис 52,10; Лк 2, 31 — на Пс 97, 2; Лк 2, 32 — на Ис 42, 6.

П.С. может быть рассмотрена в контексте параллелизма повествований об Иоанне Крестителе и Младенце Иисусе: как 3ахария воздает хвалу Богу за рождение Иоанна и пророчествует о его будущей миссии (Лк 1, 76-79), так и Симеон славит Бога за Иисуса и пророчествует о Нем (Лк 2, 34-35).

П.С. предваряется рассказом о родителях Иисуса, пришедших вместе с Младенцем в Иерусалим для исполнения положенных после дней очищения обрядов (Лк 2, 22-24, ср. Лев 12, 6-8). Затем повествуется о самом Симеоне — «муже праведном и благочестивом», на котором был Дух Святой (Лк 2, 25). Под Св. Духом в контексте иуд. традиции понимается дух пророчества. Согласно раввинистическому учению, со времени после пророка Малахии этот дух был отнят от Израиля и его возвращение будет служить признаком наступления мессианской эры. В рассказе о встрече Симеона с Иисусом Лука указывает на проявления действия духа пророчества: Симеон получил откровение о том, что не умрет, пока не увидит обещанного Израилю Мессию (Лк 2, 26); он пришел в Иерус. храм по внушению духа в то время, когда туда принесли Иисуса (Лк 2, 27); он узнал в Младенце Мессию (ср. 1 Цар 16, 6-13), произнес хвалебный гимн, а затем пророчествовал о Его будущем (Лк 2, 34-35). Мысль о возвращении духа пророчества усилена далее рассказом о пророчестве Анны (Лк 2, 36-38).

П.С. говорит об исполнении Божьего обещания Симеону, что он увидит Мессию. Радость старца, вызванная пришествием Спасителя, столь велика, что он готов уже умереть. Тема спасения может служить и указанием на самого Иисуса, т.к. евр. вариант Его имени происходит от выражения «Господь спасает». Спасение, о котором говорит Симеон, является и славой народа Израиля, и светом, которым Бог будет просвещать язычников.

Композиция «обещание — исполнение обещания — хвала» в той или иной степени присутствует и в др. гимнах, включенных Лукой в повествование о детстве Иисуса (—Песнь Захарии, —Песнь Богородицы). Тема просвещения язычников как бы предваряет будущий рассказ Деяний апостолов об апост. миссии (напр., Д еян 1, 8; 28, 28).

Текст П.С. полностью приведен в качестве вечерней молитвы в Апостольских постановлениях (кн. 7, 48).

И поныне П.С. используется в литург. практике Церкви: в рим. обряде — в повечерии, в визант. обряде — в вечерне.

А. Сомов

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1424-1426.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024