К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Маланкарский обряд
Маланкарский
обряд, Сиро-маланкарский обряд
(ritus [Suro-]Malankarensis) – один из восточных
литургических обрядов. Принадлежит к
сиро-антиохийской, или западно-сирийской,
обрядовой группе наряду с собственно
сиро-антиохийским обрядом.
В наст. время М.о. в
различных формах используется христианами
штата Керала (Индия) и незначительной
диаспоры, принадлежащими к двум Древним
Восточным Церквям, к Сиро-Маланкарской
Католической Церкви и к нескольким
протестантским Церквям.
Наименование восходит
к слову Малианкара - географическому
названию места на юго-западе побережья
Индостана (штат Керала), где, по преданию,
на землю Индии впервые вступил апостол
Фома, которого традиционно считала
своим родоначальником община христиан,
существовавшая с древности на юге Индии
(отсюда самоназвание «христиане апостола
Фомы»). Эта община подчинялась несторианской
Ассирийской церкви Востока в Персии и
в богослужении пользовалась местной
разновидностью халдейского обряда
(малабарский обряд). Начавшие с конца
15в. колонизацию Индии португальцы,
пытаясь присоединить «христиан апостола
Фомы» к Католической Церкви, стремились
распространить в их среде римский обряд
и латинскую канонную дисциплину. Это
породило продолжительный конфликт,
приведший к тому, что часть «христиан
апостола Фомы» в 1665 была принята в лоно
Сирийской церкви (т.н. «яковицкой») как
автономная Церковь в составе Сирийского
патриархата, получившая наименование
Сиро-Маланкарской Православной Церкви.
В 1930 некоторые её представители вступили
в общение с Католической Церковью, что
положило начало образованию
Сиро-Маланкарской Католической Церкви.
Традиционно
богослужение М.о. совершалось на сирийском
языке, однако со временем стал вводиться
язык малаям, который позднее в
некоторых общинах М.о. вытеснил сирийский
язык (у католиков – в значительной мере,
в Евангелической Церкви св.Фомы —
полностью).
Литургические
облачения М.о. в целом сходны с
сирио-антиохийскими. Черная шапочка
??? (дословно
«плод») имеет цилиндрическую форму и
покрывает голову также вне богослужения.
Как и в большинстве ближневосточных
традиций, монашествующие священники
всегда носят ???
(аналог ??? у
сирийцев) – капюшон из черной ткани с
орнаментом в виде небольших крестов.
Епископы и священники высокого ранга
в М.о., как и в сиро-антиохийском, на
богослужениях покрывают голову капюшоном
??? из такой же
ткани, что и верхние облачения; епископы
(как яковитские, так и католические)
надевают поверх него митру западного
образца. Остальные элементы облачения
в основном аналогичны византийским.
Божественная литургия
совершается на большом квасном хлебе
овальной формы. В обиходе несколько
анафор; у яковитов наиболее часто
служится Анафора апостола Иакова, у
католиков М.о. она используется только
несколько раз в году. Обычно причастие
преподаётся верным по д двумя видами
через погружение частицы Тела Христова
в Кровь Христову; при этом верные сидят
на полу в традиционной для индейцев
позе. В отличии от яковитов, католики
служат в будни Великого поста и в
Страстную пятницу Литургию преждеосвященных
Даров.
Обычное для
дохалкидонских Церквей добавление к
Трисвятому(Trisagion) «распятый
за нас» у католиков М.о. Во избежание
неверного понимания предваряется словом
«Христос».
Испытав значительно
меньшую романтизацию, чем малабарский
обряд, М.о. в Католической Церкви всё же
содержит некоторые западные заимствования:
Григорианский календарь, западной
практики благочестия (Розарий, Крестный
путь, поклонение Святым дарам и Сердцу
Иисусову и др.), служение будничной
божественной литургии без пения.
П. Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 61-63.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.