Вербное Воскресен\ье - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Вербное Воскресенье

Вербное Воскресенье (лат. Dominica in palmis de Passione Domini - Пальмовое воскресенье Страстей Госопдних; старослав. название - Неделя ваий, т.е. Воскресенье пальмовых ветвей) - праздник, открывающий Страстную неделю и посвященный воспоминанию входа Иисуса Христа в Иерусалим (Мф 21, 1-11; Мк 11, 1-11; Лк 19, 29-44; Ин 12, 12-19). Литургия праздника выражает мессианскую славу Иисуса Христа, неотделимую от Его страданий и смерти.

В лат. обряде праздничной мессе В.в. предшествует процессия с ветвями, начинающаяся вне храма: после благословения ветвей и еванг. чтения о входе Господа в Иерусалим она движется к церкви. Вначале в этой процессии использовались пальмовые и оливковые ветви, в сев. странах - ветви более доступных деревьев (у большинства слав. народов - ветви вербы - едва ли не единственного дерева, распускающегося к этому времени), а также букеты из трав и цветов (откуда бытовавшее у многих народов в прошлом название праздника "Цветочное воскресенье": лат. Dominica florida, англ. Flower-Sunday, нем. Blumensonntag). В некоторых странах существует обычай постилать ветви на пути процессии. В ходе самой мессы читается описание Страстей Господних по одному из синоптических Евангелий: согласно традиции это могут делать неск. человек по ролям.

Процессия В.в. воспроизводит торжественный вход Иисуса в Иерусалим и восходит к литург. практике Иерус. Церкви IV в., когда народ во главе с епископом собирался на горе Елеонской и после ряда гимнов, антифонов, молитв и чтений из Библии, завершаемых еванг. описанием входа в Иерусалим, спускался в город, держа ветви и продолжая петь гимны и псалмы с рефреном: "Благословен грядущий во имя Господне". В V-VI вв. этот обряд переняли др. Церкви Востока, в частности Константинопольская. Первые упоминания о его проникновении на Запад относятся к VII в. Со временем появился обряд благословения ветвей, предваряющий процессию. Впервые этот обряд зафиксирован на Западе в римско-герм. понтификале X в.; в нем уже встречается гимн Теодульфа Gloria. laus et honor (Слава, хвала и честь), исполняемый по сей день.

В Средние века в зап. странах были распространены обычаи нести во главе процессии книгу Евангелия, крест, Святые Дары (в Англии и Нормандии), деревянное изваяние осла, на котором устанавливалась статуя Христа (в Германии). В Милане Христа символически представлял архиепископ на коне; красочный обряд "шествия на осляти" на В.в. существовал и в допетровской Руси: сам царь вел под уздцы коня, на котором восседал патриарх.

Ю. Рубан, П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. Т 1. М.: Изд-во Францисканцев, 2002. - С. 930-932.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Среда, 29 Марта
    Feria IV. Dominice IV. Quadr.

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 1012
    Сессий: 53
    Сейчас на сайте: 6







    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2017