Великий Пост - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Великий Пост

Великий Пост, Четыредесятница (лат. Quadragesima) - период литург. года, предшествующий празднику Пасхи и служащий дух. подготовкой к нему; в лат. обряде начинается в Пепельную среду, в визант. обряде - в Чистый понедельник. Название "Четыредесятница", закрепившееся в В.п., указывает на аналогию с сорокадневным постом Иисуса Христа (Мa 4, 1-2).

По-видимому, обычай длительного поста перед Пасхой сложился параллельно с древней практикой катехумената: ввиду обычая совершать таинство крещения на Пасху, предшествующий период становился временем наиболее интенсивной подготовки катехуменов, к которой подключалась вся церк. община; для крещенных этот период становился временем покаяния и соответствующих аскетических упражнений.

Исчисление 40 дней в различных Церквях носило в древности достаточно условный характер. В Иерусалиме уже в IV в. существовала практика 8-недельного поста, что за вычетом суббот и воскресений составляло 40 постных дней. В некоторых местах предпасхальные посты значительно меньшей продолжительности также называли Четыредесятницей. С VII в. в Риме были введены дополнительные 4 дня к 6 неделям поста, дававшим, за вычетом воскресений, 36 постных дней, и В.п. стал отсчитываться от Пепельной среды; эта практика вскоре распространилась почти на всем Западе (исключение составили амвросианский и мозарабский обряды, где В.п. по-прежнему продолжался 6 недель). В визант. традиции со временем от прежних 7 недель была отделена Страстная неделя (седмица) с предваряющей ее Лазаревой субботой, так что оставшийся период от понедельника 1-й недели до пятницы 6-й недели составлял 40 дней.

Формы поста в христ. мире варьировались в зависимости от регионов и эпох, что находило различные проявления и в великопостные периоды. Дисциплина в отношении частоты приема пищи в период В.п. и характера разрешенной пищи сильно смягчилась на Западе в позднее Средневековье (в то время как в большинстве Вост. Церквей сохранился очень строгий подход к постам), но параллельно усилилось внимание к тому, чтобы В.п. был периодом покаяния, молитвы, дел милосердия и преодоления праздности. В Католической Церкви с 1964 для католиков лат. обряда предписывается воздержание от мясной пищи во все пятницы В.п. и строгий пост в 1-й его день, а также в Страстную пятницу и, желательно, Святую субботу (последние 2 дня, однако, находятся уже за пределами В.п., который ныне в лат. обряде завершается к вечеру Великого четверга, сменяясь Пасхальным триденствием).

Как особый период литург. года В.п. отличается своеобразием в богослужении. При множестве различий между разнородными христ. традициями, во всех литург. обрядах богослужение В.п. направлено на то, чтобы способствовать покаянию христианина, побудить его к обращению и дух. возрастанию; с др. стороны, оно готовит верующего к литург. празднованию Пасхальной тайны - к воспоминанию спасительных страданий, смерти и воскресения Иисуса Христа. В некоторых литург. обрядах В.п. предшествует предначинательный период. В визант. обряде это 3 недели, обрамленные 4 воскресеньями, именуемыми по еванг. чтениями или воспоминаемым событиям. Последнее воскресенье получило название "прощённого" ввиду обычая просить друг у друга прощения перед началом В.п. В зап. традиции также существовал предначинательный период, готовивший верующих к началу В.п. (Septuagesima, Sexagesima, Quinquagesima), упраздненный после литург. реформы II Ватиканского собора.

Последовательность литург. чтений и воспоминаний подчинена в период В.п. определенной системе, которая особенно ярко проявляется во взаимосвязи воскресных дней. Напр., в визант. обряде это дни памяти святых-аскетов, совершивших дух. восхождение - Григория Паламы (2-е воскресенье), Иоанна Лествичника (4-е воскресенье), Марии Египетской (5-е воскресенье). Середина В.п. (3-е воскресенье) - Неделя крестопоклонная - указывает непосредственно на тайну крестной любви.

В лат. традиции (находящей частичное соответствие в др. зап. обрядах) в 1-е воскресенье В.п. вспоминается пост и искушение Иисуса, во 2-е - Его преображение (предзнаменующее как Его страдания, так и Его славу); последующие 3 воскресенья исторически связаны с этапами подготовки катехуменов, чем обусловлен выбор еванг. чтений, возвращенных в Лекционарий после литург. реформы II Ватиканского собора: о самарянке (Ин 4), о слепорожденном (Ин 9), о воскрешении Лазаря (Ин 11). Середина В.п. - 4-е воскресенье, именуемое Laetare (Радуйся) - напоминает о радостном характере дух. труда, совершаемого во время поста.

Покаянному и подготовительному характеру В.п. способствуют особенности внеш. оформления богослужений и различные практики благочестия (напр., совершение богослужения Крестного пути по пятницам). По зап. традиции внутр. убранство храмов в период В.п. становится более строгим, алтари и изображения не украшаются цветами, из муз. инструментов используется исключительно орган и только для сопровождения пения.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. Т 1. М.: Изд-во Францисканцев, 2002. - С. 889-891.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024