Великий Пост - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Великий Пост

Великий Пост, Четыредесятница (лат. Quadragesima) - период литург. года, предшествующий празднику Пасхи и служащий дух. подготовкой к нему; в лат. обряде начинается в Пепельную среду, в визант. обряде - в Чистый понедельник. Название "Четыредесятница", закрепившееся в В.п., указывает на аналогию с сорокадневным постом Иисуса Христа (Мa 4, 1-2).

По-видимому, обычай длительного поста перед Пасхой сложился параллельно с древней практикой катехумената: ввиду обычая совершать таинство крещения на Пасху, предшествующий период становился временем наиболее интенсивной подготовки катехуменов, к которой подключалась вся церк. община; для крещенных этот период становился временем покаяния и соответствующих аскетических упражнений.

Исчисление 40 дней в различных Церквях носило в древности достаточно условный характер. В Иерусалиме уже в IV в. существовала практика 8-недельного поста, что за вычетом суббот и воскресений составляло 40 постных дней. В некоторых местах предпасхальные посты значительно меньшей продолжительности также называли Четыредесятницей. С VII в. в Риме были введены дополнительные 4 дня к 6 неделям поста, дававшим, за вычетом воскресений, 36 постных дней, и В.п. стал отсчитываться от Пепельной среды; эта практика вскоре распространилась почти на всем Западе (исключение составили амвросианский и мозарабский обряды, где В.п. по-прежнему продолжался 6 недель). В визант. традиции со временем от прежних 7 недель была отделена Страстная неделя (седмица) с предваряющей ее Лазаревой субботой, так что оставшийся период от понедельника 1-й недели до пятницы 6-й недели составлял 40 дней.

Формы поста в христ. мире варьировались в зависимости от регионов и эпох, что находило различные проявления и в великопостные периоды. Дисциплина в отношении частоты приема пищи в период В.п. и характера разрешенной пищи сильно смягчилась на Западе в позднее Средневековье (в то время как в большинстве Вост. Церквей сохранился очень строгий подход к постам), но параллельно усилилось внимание к тому, чтобы В.п. был периодом покаяния, молитвы, дел милосердия и преодоления праздности. В Католической Церкви с 1964 для католиков лат. обряда предписывается воздержание от мясной пищи во все пятницы В.п. и строгий пост в 1-й его день, а также в Страстную пятницу и, желательно, Святую субботу (последние 2 дня, однако, находятся уже за пределами В.п., который ныне в лат. обряде завершается к вечеру Великого четверга, сменяясь Пасхальным триденствием).

Как особый период литург. года В.п. отличается своеобразием в богослужении. При множестве различий между разнородными христ. традициями, во всех литург. обрядах богослужение В.п. направлено на то, чтобы способствовать покаянию христианина, побудить его к обращению и дух. возрастанию; с др. стороны, оно готовит верующего к литург. празднованию Пасхальной тайны - к воспоминанию спасительных страданий, смерти и воскресения Иисуса Христа. В некоторых литург. обрядах В.п. предшествует предначинательный период. В визант. обряде это 3 недели, обрамленные 4 воскресеньями, именуемыми по еванг. чтениями или воспоминаемым событиям. Последнее воскресенье получило название "прощённого" ввиду обычая просить друг у друга прощения перед началом В.п. В зап. традиции также существовал предначинательный период, готовивший верующих к началу В.п. (Septuagesima, Sexagesima, Quinquagesima), упраздненный после литург. реформы II Ватиканского собора.

Последовательность литург. чтений и воспоминаний подчинена в период В.п. определенной системе, которая особенно ярко проявляется во взаимосвязи воскресных дней. Напр., в визант. обряде это дни памяти святых-аскетов, совершивших дух. восхождение - Григория Паламы (2-е воскресенье), Иоанна Лествичника (4-е воскресенье), Марии Египетской (5-е воскресенье). Середина В.п. (3-е воскресенье) - Неделя крестопоклонная - указывает непосредственно на тайну крестной любви.

В лат. традиции (находящей частичное соответствие в др. зап. обрядах) в 1-е воскресенье В.п. вспоминается пост и искушение Иисуса, во 2-е - Его преображение (предзнаменующее как Его страдания, так и Его славу); последующие 3 воскресенья исторически связаны с этапами подготовки катехуменов, чем обусловлен выбор еванг. чтений, возвращенных в Лекционарий после литург. реформы II Ватиканского собора: о самарянке (Ин 4), о слепорожденном (Ин 9), о воскрешении Лазаря (Ин 11). Середина В.п. - 4-е воскресенье, именуемое Laetare (Радуйся) - напоминает о радостном характере дух. труда, совершаемого во время поста.

Покаянному и подготовительному характеру В.п. способствуют особенности внеш. оформления богослужений и различные практики благочестия (напр., совершение богослужения Крестного пути по пятницам). По зап. традиции внутр. убранство храмов в период В.п. становится более строгим, алтари и изображения не украшаются цветами, из муз. инструментов используется исключительно орган и только для сопровождения пения.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. Т 1. М.: Изд-во Францисканцев, 2002. - С. 889-891.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Воскресенье, 26 Марта
    Dominica IV. in Quadragesima
    Leandri Episcopi et Confessoris Hispalensis

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 177
    Сессий: 7
    Сейчас на сайте: 4







    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2017