Великий Четверг - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Великий Четверг

Великий Четверг (лат. Feria Quinta Hebdomadae Sanctae) - четверг Страстной недели, день особого литург. воспоминания Тайной вечери, на которой Иисус Христос установил таинства Евхаристии и священства.

Уже в V в. в Александрии епископ в В.ч. освящал миро, необходимое для таинств крещения и миропомазания (связываемого с еванг. эпизодом помазания Иисуса в преддверии Страстей Мф 26, 6-13). В V-VI вв. этот обычай установился в Галлии, а в VI-VII вв. благословение мира и др. видов елея было включено в мессу В.ч. и в Риме, где стало торжественным обрядом: Папа совершал его, окруженный многими священниками и диаконами. Благословение елея заняло центр. положение в единственной мессе В.ч., оставив на втором плане ее первоначальный смысл воспоминания Тайной вечери. Это было исправлено установлением в 1965 в лат. обряде отд. утренней мессы В.ч. - мессы освящения елея (которая по практич. соображениям может служиться с понедельника по среду Страстной недели). На ней епископ в сослужении со священниками, представляющими всю епархию, освящает различные виды елея (елей для таинства елеосвящения - обычно перед завершением евхарист. молитвы, миро и елей для крещения - после причащения), и происходит обновление священнических обетов. Месса напоминает об установлении таинства священства и подчеркивает единство духовенства епархии во главе с епископом.

Вечерняя месса В.ч. - воспоминание установления Евхаристии - открывает Пасхальное триденствие. В Средние века эта месса (единственная месса В.ч.) в приходах переместилась на утро, но с 1956 вновь совершается в вечернее время. С древних времен верным рекомендуется причащаться на этой мессе.

В память омовения Иисусом ног ученикам на Тайной вечере (Ин 13, 1-15) с VII в. (первоначально в Испании) утвердился обычай литург. омовения епископом или аббатом ног 12 верным на мессе В.ч.; с XII в. обычай омовения Папой ног беднякам существовал и в Риме. С 1956 этот обряд совершается не только в епископских и аббатских храмах, но и во всех церк. общинах.

На мессе В.ч. освящают большое количество запасных даров, чтобы их хватило на Страстную пятницу, когда месса не служится. С XI в. эти дары уносятся не в ризницу, а в одну из часовен храма для поклонения им после мессы. Этот перенос даров, символизирующий заключение Христа в темницу осуществляется во время торжественной процессии в конце мессы. Затем с алтаря убираются подсвечники, кресты и покрывало. Этот обычай, упоминающийся еще в VIII в., символизирует снятие одежд с Христа воинами перед Его распятием.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. Т 1. М.: Изд-во Францисканцев, 2002. - С. 891-893.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Воскресенье, 22 Декабря
    Dominica IIII. Adventus Domini
    Leocadie Virginis

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 970
    Сессий: 4
    Сейчас на сайте: 25





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024