К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Вечерня
Вечерня (лат. Vesperae, от греч. εσπέρα - вечер) - богослужение одного из литург. часов, которое совершается ранним вечером (либо исторически восходит к службе этого времени).
Первоначально В. открывала собой круг часовых служб каждого дня литург. года. Эта традиция, восходящая к ВЗ, сохранилась в ряде вост. литург. обрядов (в частности, в визант.). В лат. обряде она закрепилась только в отношении праздничных дней, поэтому в воскресенья и торжества совершаются две В.: 1-я - вечером накануне, 2-я - вечером самого праздничного дня (до литург. реформы II Ватиканского собора это относилось к воскресеньям и праздникам ранга duplex). В. считается одним из двух (наряду с утереней) великих часов, которым уделяется главенствующее место.
В ранней Церкви В. начиналась еще засветло. Важным элементом ее начала был обряд зажигания светильников, что нашло отражение в названиях службы или ее части: греч. λυχνικόν - светильничное богослужение, лат. lucernarium (люцернарй); эти части В. сохранились, в частности, в византийском, амвросианском и мозарабском обрядах (в лат. обряде сохранился только люцернарий в навечерие Пасхи с благословением огня и пасхальной свечи). Основу текста В., как и др. канон. часов, во всех литург. обрядах составляют псалмы.
Исторически порядок совершения В. в лат. обряде претерпел сложную эволюцию и после Тридентского собора был закреплен в Римском бревиарии в следующем виде: 5 псалмов с антифонами (в монаш. бревиарии - 4); краткое чтение (capitulum - досл. "главка"); гимн (предписанный на данный день); Песнь Богородицы (Magnificat) с антифоном; молитва дня; завершение с отпустом.
В результате литург. реформы II Ватиканского собора чин В. стал следующим: гимн; 2 псалма и песнь из Нового Завета; краткое библ. чтение с ответом (респонсорий); Песнь Богородицы с антифоном; прошения, завершаемые Молитвой Господней; заключительная молитва и отпуст (все названные тексты, кроме Песни Богородицы, Молитвы Господней и отпуста, изменяемые: они берутся из Четырехнедельной псалтири или из частного чинопоследования данного дня литург. года).
В. визант. обряда обладает рядом существенных отличий. Хотя основу ее тоже составляют псалмы (в порядке следования - 103, 1, 140, 141, 129, 126, 33), они (или отд. их стихи) перемежаются множеством др. текстов, среди которых особо выделяются обращенный ко Христу гимн GRAECA (Свете тихий) и Ныне отпущаеши (Песнь Симеона); помимо этого, В. содержит несколько ектений и священнических молитв, а также многочисл. песнопения частных чинопоследований данного дня, перемежающие собою стихи псалмов обычного последования. В праздники В. включает в себя в.-з. чтения. В литург. практике некоторых поместных правосл. Церквей (в т.ч. Русской) в дни праздников В. вместе с утреней и первым часом составляет особое богослужение, именуемое всенощным бдением.
П. Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. Т 1. М.: Изд-во Францисканцев, 2002. - С. 951-952.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.