Католическая энциклопедия
Утварь литургическая 
	27.03.2015
	270
Утварь литургическая
(греч. τά
λειτουργικά σκεύη, лат.
sacra supellex)
— предметы,
используемые при совершении богослужений
и паралитургических обрядов. Хотя
нередко понятие У.л. употребляется
применительно к любым предметам,
используемым при совершении таинств,
сакраменталий и иных богослужений или
составляющим его антураж, в строгом
смысле к У.л. не принято относить: литург.
и алтарные облачения, а также алтарные
и евхарист. покровы; свящ. изображения
(и те элементы интерьера, на которых они
установлены, напр. иконостас), кресты
(в т.ч. напрестольные, прецессионные и
т.п.) и хоругви; предметы храмовой мебели
(напр., трон епископа, исповедальню,
аналой и т.п.) и убранства храма; катафалки;
алтари; богослужебные книги; муз.
инструменты (исключение иногда делается
для алтарных колоколов и колокольчиков,
а также заменяющих их в последние дни
Страстной недели колотушек, равно как
и для рипид
с бубенцами, используемых в некоторых
воет, обрядах); звукоусиливающие
устройства; используемые в богослужении
вещества (хлеб, вино, вода, миро, елей,
соль, пепел и т.п., вне зависимости от
того, освящены они или нет).
Среди
большого разнообразия предметов У.л.,
используемого в различных литург.
традициях, можно выделить следующие
основные группы:
1. Сосуды
	евхаристические (сосуды священные),
	среди которых особое место принадлежит
	тем, которые используются для евхарист.
	видов непосредственно при совершении
	Божественной литургии (мессы): это
	патена (patena, в визант.
	обряде — дискос) для хлеба и чаша
	для вина. К этой же группе примыкают
	сосуды для хранения или выставления
	евхарист. видов: циборий, пиксида,
	ковчежец, дароносица, дарохранительница
	и т.п.
2. Предметы
	для причащения: ложка (церковнослав.
	лжица); металлическая трубочка,
	именовавшаяся на Востоке сифоном,
	а на Западе фистулой; патена (patina)
	— металлическая пластина с
	рукоятью, иногда используемая в лат.
	обряде во избежание падения частиц
	евхарист. видов на пол, и т.п.
3. Др.
	предметы, используемые при совершении
	Евхаристии. В визант. обряде это звездица
	(металлическая конструкция, устанавливаемая
	на дискосе, поверх которой налагается
	покровец), копие (обоюдоострый нож
	для надрезания и раздробления хлеба)
	и губка (для очищения евхарист. сосудов;
	в ряде обрядов эту же функцию выполняет
	плат, напр. пурификатор в лат.
	традиции). К данной группе можно отнести
	и таблит в некоторых воет, обрядах
	— каменную или деревянную плиту,
	возлагаемую поверх алтаря, на которой
	при совершении Божественной литургии
	устанавливаются евхарист. сосуды (в
	др. традициях его заменяет специальный
	плат: в визант. обряде антиминс, в
	латинском корпорал).
4. Различные
	сосуды, не являющиеся евхаристическими.
	Среди них есть сосуды, связанные с
	совершением Евхаристии, но не
	предназначенные непосредственно для
	евхарист. видов. В лат. обряде это т.н.
	ампулы (ampullae)
	с вином и водой, которые будут влиты в
	чашу; ампула с водой применяется и для
	омовения предстоятелем рук, при котором,
	кроме того, используется блюдце
	(pelviculum) для слива
	воды; эта же ампула служит для омовения
	чаши после потребления даров. В воет,
	обрядах для омовения рук употребляется
	обычно кувшин, именуемый в русско-визант.
	традиции рукоумывалъницей.
Важным
свящ. сосудом является купель для
крещения (она может быть и неподвижной
частью интерьера храма или баптистерия)
или водоосвящения. Кропильница служит
для хранения освященной воды,
предназначенной для окропления.
Существуют также сосуды для мира и елея.
В зап. традициях для хранения ладана
используется лодка
(лат. navis, navicula,
naviculum)
— сосуд
соответствующей формы, с ложкой для
накладывания ладана. Примыкают к этой
группе предметы У.л., не являющиеся
сосудами, но используемые для литург.
применения жидких материй: кропило
(приспособление для окропления освященной
водой) и струнец
(палочка, один из концов которой обмотан
мягкой материей, или кисточка) для
помазания миром или елеем.
5. Предметы,
	предназначенные для освещения храма
	или иного литург. пространства: лампады
	и различного рода подсвечники.
6. Предметы
	для каждения: как ручные (кадило и кацея,
	различающиеся только по конструкции
	и способу использования), так и
	стационарные (кадильница).
Некоторые
предметы У.л. занимают обособленное
положение. К их числу относятся рипиды
— символические опахала (в некоторых
вост.  обрядах они снабжены бубенцами,
выполняя также функцию ударных муз.
инструментов). В зап. обрядах известен
балдахин (или процессионная сень),
несомый во время процессий над
священником, держащим в руках дароносицу.
Некоторые предметы У.л. почти полностью
вышли из обихода, напр. osculatorium (или
рах)
— металлическая, костяная или деревянная
пластина с изображением распятия,
которую во время приветствия мира
целовали предстоятель, клирики и миряне.
Исходно
У.л. делалась из недорогих материалов
и не отличалась внеш. изысканностью. По
мере изменений, которые происходили в
Церкви на исходе античности и в Средние
века, У.л. развивалась от простоты к
сложности и богатству — как на уровне
ее многообразия, так и на уровне усложнения
внеш. формы отд. образцов и дороговизны
используемых при их изготовлении
материалов. Мн. образцы У.л. Средневековья
и Нового времени являются уникальными
произведениями искусства.
В
Средние века мн. предметы У.л. приобрели
символическое толкование, а некоторые
из них перестали быть функциональными.
Так, напр., рипиды, использовавшиеся
первоначально только в качестве опахал,
утратив свою исходную функцию, стали
символическим выражением веяния Св.
Духа.
В
XX в. в Католической Церкви наметилась
противоположная тенденция. Отцы II
Ватиканского собора выразили пожелание,
чтобы церк. обряды блистали благородной
простотой, были ясны благодаря своей
краткости и, как правило, не нуждались
в длинных объяснениях (ср. SC
34). Это определило дальнейшее
развитие У.л. в сторону большей простоты
и функциональности. Отметив, что Церковь
должна заботиться о том, чтобы «священная
утварь достойно и благообразно служила
благолепию богопочитания, принимая при
этом те изменения в материале, в форме
и в украшениях, которые возникли со
временем благодаря развитию техники»
(SC 122), II
Ватиканский собор предоставил право
территориальным собраниям епископов
«в том, что касается материала и формы
церковной утвари... осуществлять
преобразования применительно к местным
потребностям и обычаям» (SC
128).
Согласно
традиции, находившей закрепление в
церк. праве, предметы У.л. (за редким
исключением) должны быть освящены прежде
их введения в литург. употребление.
Право освящать предметы У.л. принадлежит
священнику или, в случае некоторых ее
видов, епископу (в наст. время в лат.
обряде практически любые предметы У.л.
могут быть освящены пресвитером).
П.
Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 1620-1623.
Поделиться этой публикацией: