Требник - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Требник

Требник (лат. rituale) богослужебная книга, содержащая чинопоследования таинств и сакраменталий.

В греч. визант. традиции последования евхарист. богослужений первоначально были объединены с последованиями др. таинств и священнодейственных обрядов, а также молитв на различные случаи в одну книгу — Евхологий (греч. Εύχολόγιον — Молитвослов); лишь позже первые выделились в самостоятельную книгу — Ιερατικόν (слав, соответствие — Служебник), а остальные — в Άγιασματάριον (Т.). Слав, переводы евхологиев стали появляться, по-видимому, уже со времени просвещения в IX в. слав, народов Кириллом и Мефодием, а также их учениками. Самый ранний из сохранившихся (XI в.) представляет собой выборочный перевод молитв и служб на разные случаи, а также Заповедей св. Отцов (с латыни). В 1328 грек Феогност подготовил новый перевод, ставший общеупотребительным в Рус. Церкви. Вошедший в обиход на Руси термин «Т.», или «потребник» (последний закрепился у старообрядцев), происходит от слова «треба» — в древнерусском языке «жертва, молитва, священный обряд» (распространенное толкование значения этого слова как богослужения, совершаемого по просьбе верующих, — гораздо более позднее, свидетельствующее об утрате понимания первоначального смысла; к тому же в состав Т. входит немало чинопоследований, которые не могут быть заказными, поскольку их совершение диктуется литург. календарем). Старейшие рус. Т., составлявшиеся в монастырях, иногда назывались постригальниками, поскольку в них входили также чины монаш. пострижений и др. обряды и молитвы, касающиеся монашествующих.

В 1646 Киевский митр. Пётр Могила составил Т. на основе греч. и слав, рукописей, включив в него отд. молитвы и чинопоследования из Римского требника 1614. Впоследствии некоторые части этого Т. были внесены в богослужебные книги, печатавшиеся в Москве.

Осн. видом Т. на Руси стал к XVII в. Большой требник в 2 т., 2-й из которых содержал в осн. календарные обществ. богослужения, в т.ч. совершаемые архиереями. В 1662 по постановлению патр. Иоасафа II на его основе был составлен Малый требник, обязательный для всех священников. В него вошли самые необходимые в церк. обиходе чинопоследования, а также извлеченные из Номоканона правила, относящиеся к священникам и мирянам, и «зрячая» (наглядная) пасхалия. В таком виде Т. был впервые напечатан в 1687. В 1980-84 Моск. патриархия издала Т. в 3 частях, в нем состав Малого требника был дополнен рядом текстов из др. видов Т. и иных богослужебных книг.

В рим. литург. традиции самые ранние собрания чинопоследований таинств и сакраменталий содержатся в понтификалах. В позднее Средневековье подобные последования стали сводиться также в книги, предназначавшиеся для священников. Состав таких книг варьировался, как и их названия: Manuale, Agenda, Liber agendarum, Sacramentale, Rituale. Со временем последний термин вытеснил остальные. В 1614 состав Т. римского обряда был унифицирован Папой Павлом V и получил название Rituale Romanum (Римский требник). Впоследствии он неоднократно переиздавался (последнее офиц. издание — 1953); некоторые из Римских пап подвергали его незначительной ревизии.

В ходе литургической реформы, начатой II Ватиканским собором, постепенно подготавливалась новая редакция Римского требника. Начиная с 1968 пересмотренные чинопоследования таинств и сакраменталий стали публиковаться в виде отд. книг: Ordo initiationis Christianae adultorum (Чин христианского посвящения взрослых), Ordo baptismi parvulorum (Чин крещения детей), Ordo poenitentiae (Чин покаяния), Ordo celebrandi matrimonium (Чин венчания), Ordo unctionis infirmorum eorumque pastoralis curae (Чин елеопомазания больных и пастырского о них попечения), Ordo consecrationis virginum (Чин посвящения дев), De benedictionibus (О благословениях), Ordo exsequiarum (Чин погребения) и др.

Первый Т. рим. обряда на рус. языке, включающий чинопоследования всех таинств (в т.ч. чин мессы) и осн. сакраменталий, а также тексты для некоторых паралитург. обрядов, опубликован в Москве Издательством францисканцев в 2004.

П. Сахаров, Ф. Капица

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 1433-1434.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024