Тракт - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Тракт

Тракт (от лат. tractim — «единым ходом») — песнопение проприя мессы, следующее за градуалом и предваряющее собой чтение из евангелия в те дни церк. календаря, когда не исполняется аллилуйя. В названии жанра заложены характеристика формы — прямая псалмодия (psalmodia directa), т.е. следование друг за другом стихов Т. (от 2 до 14) при отсутствии повторов (рефренов), а также вытекающий отсюда способ исполнения — от начала до конца одним и тем же исполнительским составом, солистом или хором (ансамблем). При этом на практике солисты могли сменять друг друга, если Т. был очень продолжительным.

Т. в рим. богослужении связаны с временем покаяния и скорби; они звучат начиная с предпостного времени (от Семидесятницы) до окончания Великого поста (в т.ч. и в праздники святых, приходящиеся на это время), в т.н. Четыре времени (Quattuor tempora), в реквиеме и в праздник Невинных Вифлеемских младенцев (28 декабря). Однако тексты многих Т. нельзя назвать ни скорбными, ни даже покаянными. Порой они по тону высказывания приближаются к аллилуйям. Напр., в аллилуйе со стихом Magnus sanctus Paulus и Т. Tu es vas electionis на праздник Обращения св. Павла совпадает даже лексика. В целом Т., как и градуалы, — песнопения медитативного характера, определяемого их местоположением после чтения из апост. посланий.

Текст Т. преимущественно псалмовый, первоначально псалмы исполнялись в Т. полностью. Имеется также небольшое количество в.-з. Т. (Domine audivi, Авв 3, 2-3, на Страстную пятницу; Cantemus Domino, Исх 15, 1-2; Vinea facta est, Ис 5, 1-2; Attende caelum, Втор 32, 1-4; все три Т. — на Святую субботу), новозаветных (Tu es Petrus, Мф 16, 18-19, на праздник Кафедры св. ап. Петра в Антиохии; Nunc dimittis, Лк 2, 29-32, на Сретение) и небиблейских (Tu es vas electionis на Обращение св. ап. Павла; Absolve в реквиеме), в т.ч. рифмованных, среди поздних образцов (напр., францисканский Т. Laus tibi, Christe на богородичные праздники).

Все Т. относятся либо ко второму, либо к восьмому модусу, что, по мнению Л. Трейтлера, свидетельствует о древности жанра, образованного прежде сложения октоиха («семейства мелодий образовались прежде, чем на них была наложена система восьми модусов»). Т. второго модуса объединяет покаянный характер. Т. восьмого модуса, напротив, не связаны с просьбами о прощении грехов, в них доминирует хвалебный и благодарственный тон.

Напевы Т. опираются на небольшое число типовых мелодических моделей мелизматического склада. В каждой из них выделяются 6 элементов: 1) начало первого стиха; 2) завершение последнего стиха; 3) начала последующих (после первого) стихов; 4) завершения всех стихов, кроме последнего; 5) реинтонации (в каждом стихе — начала второго и последующих предложений); 6) серединные каденции (в каждом стихе — завершения всех предложений, кроме последнего). Т.о., все стихи определенного Т. озвучиваются сходным образом, за исключением начала первого стиха и окончания последнего.

Ю. Москва

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 1419-1420.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024