К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Тракт
Тракт
(от лат. tractim —
«единым ходом») — песнопение проприя
мессы, следующее за градуалом и
предваряющее собой чтение из евангелия
в те дни церк. календаря, когда не
исполняется аллилуйя. В названии жанра
заложены характеристика формы — прямая
псалмодия (psalmodia directa),
т.е. следование друг за другом стихов
Т. (от 2 до 14) при отсутствии повторов
(рефренов), а также вытекающий отсюда
способ исполнения — от начала до конца
одним и тем же исполнительским составом,
солистом или хором (ансамблем). При этом
на практике солисты могли сменять друг
друга, если Т. был очень продолжительным.
Т.
в рим. богослужении связаны с временем
покаяния и скорби; они звучат начиная
с предпостного времени (от Семидесятницы)
до окончания Великого поста (в т.ч. и в
праздники святых, приходящиеся на это
время), в т.н. Четыре времени (Quattuor
tempora), в реквиеме и в
праздник Невинных Вифлеемских младенцев
(28 декабря). Однако тексты многих Т.
нельзя назвать ни скорбными, ни даже
покаянными. Порой они по тону высказывания
приближаются к аллилуйям. Напр., в
аллилуйе со стихом Magnus
sanctus Paulus и Т. Tu
es vas electionis на праздник
Обращения св. Павла совпадает даже
лексика. В целом Т., как и градуалы, —
песнопения медитативного характера,
определяемого их местоположением после
чтения из апост. посланий.
Текст
Т. преимущественно псалмовый, первоначально
псалмы исполнялись в Т. полностью.
Имеется также небольшое количество
в.-з. Т. (Domine audivi, Авв
3, 2-3, на Страстную пятницу; Cantemus
Domino, Исх 15, 1-2; Vinea
facta est, Ис 5,
1-2; Attende caelum, Втор 32,
1-4; все три Т. — на Святую
субботу), новозаветных (Tu
es Petrus, Мф 16, 18-19, на праздник
Кафедры св. ап. Петра в Антиохии; Nunc
dimittis, Лк 2, 29-32, на Сретение)
и небиблейских (Tu es vas
electionis на Обращение св.
ап. Павла; Absolve в
реквиеме), в т.ч. рифмованных, среди
поздних образцов (напр., францисканский
Т. Laus tibi, Christe на
богородичные праздники).
Все Т. относятся
либо ко второму, либо к восьмому модусу,
что, по мнению Л. Трейтлера, свидетельствует
о древности жанра, образованного прежде
сложения октоиха («семейства мелодий
образовались прежде, чем на них была
наложена система восьми модусов»). Т.
второго модуса объединяет покаянный
характер. Т. восьмого модуса, напротив,
не связаны с просьбами о прощении грехов,
в них доминирует хвалебный и благодарственный
тон.
Напевы Т.
опираются на небольшое число типовых
мелодических моделей мелизматического
склада. В каждой из них выделяются 6
элементов: 1) начало первого стиха; 2)
завершение последнего стиха; 3) начала
последующих (после первого) стихов; 4)
завершения всех стихов, кроме последнего;
5) реинтонации (в каждом стихе — начала
второго и последующих предложений); 6)
серединные каденции (в каждом стихе —
завершения всех предложений, кроме
последнего). Т.о., все стихи определенного
Т. озвучиваются сходным образом, за
исключением начала первого стиха и
окончания последнего.
Ю. Москва
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 1419-1420.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.