К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Торжество
Торжество
(лат. solemnitas) — высшая
ступень литург. празднования в совр.
литург. календаре католической церкви
римского, амвросианского и мозарабского
обрядов.
Слово
sol(l)emnitas, восходящее
к языческому Риму, где оно исходно
обозначало к.-л. ежегодно повторяющееся
празднество, хотя и использовалось
христианами Запада на протяжении всей
истории в значении большого праздника,
до недавнего времени не было литург.
термином для обозначения строго
определенного ранга празднований. В
ходе литургической реформы во 2-й пол.
XX в. было решено упростить сложную и
многоступенчатую иерархию праздников,
закрепившуюся в Католической Церкви
латинского обряда с кон. XVI в. В результате
с введением в 1969 нового литург. календаря
рим. обряда классификация праздников
была пересмотрена и прежние 5 ступеней
были сведены к двум: Т. и собственно
праздник (festum), уступающий
первому в достоинстве (Общие нормы для
литургического года и календаря 10).
Празднование
Т. (как и воскресенья) начинается, в
отличие от любого литург. дня, не с
полуночи, а с вечера предыдущего дня
(там же 3). Оно открывается первой вечерней;
некоторые Т. имеют частное последование
мессы навечерия, которая может служиться
вечером накануне (там же 11).
Число Т. в
Общем календаре рим. обряда сравнительно
невелико. Это Т. в честь Господа (Т.
Рождества Христова; Богоявления;
Благовещения; Пасхи, традиционно
именуемой «торжеством торжеств»;
Вознесения Господня; Пятидесятницы;
Пресвятой Троицы; Тела и Крови Христа;
Сердца Иисуса; Христа — Царя Вселенной),
в честь Девы Марии (Т. Непорочного Зачатия
Пресв. Девы Марии, Успения Пресв.
Богородицы, а также Т. Преев. Богородицы
Марии — 1 января) и в честь святых (Т. св.
Иосифа, Обручника Пресв. Девы Марии;
Рождества Иоанна Крестителя; свв. апп.
Петра и Павла; Всех святых). В частных
календарях местных Церквей, епархий и
монаш. институтов могут быть и собственные
Т.: гл. покровителя местности (города,
страны), названия (либо основателя или
гл. покровителя) монаш. ордена или
конгрегации. В каждом отдельном храме
в ранге Т. празднуется годовщина его
освящения и престольный праздник (день
того святого и празднования, которому
посвящен этот храм).
Празднование
величайших Т. — Пасхи и Рождества
Христова — продолжается на протяжении
восьми дней; эти октавы празднования
упорядочиваются собственными правилами
(там же 12).
Т. в честь
Господа имеют преимущества перед любыми
др. празднованиями, включая воскресенья,
за исключением воскресений Адвента,
Великого поста и Пасхального времени:
Т., приходящиеся на эти воскресные дни,
празднуются в ближайший понедельник
(там же 5), а при совпадении с днями
Страстной недели, октавой Пасхи и
некоторыми др. важными днями литург.
календаря Т. переносятся на др. даты. В
тех регионах, где Т. Богоявления,
Вознесения Господня, а также Тела и
Крови Христа не являются днями предписанных
праздников, их принято назначать на
ближайшее воскресенье, которое становится
в данном регионе постоянным днем их
празднования (там же 7). К числу предписанных
праздников канон, право относит (помимо
Т., всегда приходящихся на воскресные
дни) Т. Рождества Христова; Богоявления;
Вознесения Господня; Тела и Крови Христа;
Пресв. Богородицы Марии; Непорочного
Зачатия Пресв. Девы Марии; Успения Пресв.
Богородицы; Св. Иосифа, Обручника Пресв.
Девы Марии; Свв. апп. Петра и Павла; Всех
святых (ККП 1246 § 1); однако епископская
конференция той или иной страны может
отменить или перенести на воскресенье
некоторые из предписанных праздников
(там же § 2) и реально во мн. странах их
число меньше. В дни предписанных
праздников каждый верующий «обязан
участвовать в мессе» и должен
«воздерживаться от тех работ и занятий,
которые могут помешать поклонению,
воздаваемому Богу, а также радости,
свойственной дню Господню, и надлежащему
душевному и телесному отдыху» (кан.
1247). Месса Т. обычно содержит 3 библ.
чтения, великое славословие и символ,веры.
Если Т. приходится на пятницу, она не
является днем покаяния и поста (кан.
1251).
П. Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 1411-1412.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.