Торжество - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Торжество

Торжество (лат. solemnitas) — высшая ступень литург. празднования в совр. литург. календаре католической церкви римского, амвросианского и мозарабского обрядов.

Слово sol(l)emnitas, восходящее к языческому Риму, где оно исходно обозначало к.-л. ежегодно повторяющееся празднество, хотя и использовалось христианами Запада на протяжении всей истории в значении большого праздника, до недавнего времени не было литург. термином для обозначения строго определенного ранга празднований. В ходе литургической реформы во 2-й пол. XX в. было решено упростить сложную и многоступенчатую иерархию праздников, закрепившуюся в Католической Церкви латинского обряда с кон. XVI в. В результате с введением в 1969 нового литург. календаря рим. обряда классификация праздников была пересмотрена и прежние 5 ступеней были сведены к двум: Т. и собственно праздник (festum), уступающий первому в достоинстве (Общие нормы для литургического года и календаря 10).

Празднование Т. (как и воскресенья) начинается, в отличие от любого литург. дня, не с полуночи, а с вечера предыдущего дня (там же 3). Оно открывается первой вечерней; некоторые Т. имеют частное последование мессы навечерия, которая может служиться вечером накануне (там же 11).

Число Т. в Общем календаре рим. обряда сравнительно невелико. Это Т. в честь Господа (Т. Рождества Христова; Богоявления; Благовещения; Пасхи, традиционно именуемой «торжеством торжеств»; Вознесения Господня; Пятидесятницы; Пресвятой Троицы; Тела и Крови Христа; Сердца Иисуса; Христа — Царя Вселенной), в честь Девы Марии (Т. Непорочного Зачатия Пресв. Девы Марии, Успения Пресв. Богородицы, а также Т. Преев. Богородицы Марии — 1 января) и в честь святых (Т. св. Иосифа, Обручника Пресв. Девы Марии; Рождества Иоанна Крестителя; свв. апп. Петра и Павла; Всех святых). В частных календарях местных Церквей, епархий и монаш. институтов могут быть и собственные Т.: гл. покровителя местности (города, страны), названия (либо основателя или гл. покровителя) монаш. ордена или конгрегации. В каждом отдельном храме в ранге Т. празднуется годовщина его освящения и престольный праздник (день того святого и празднования, которому посвящен этот храм).

Празднование величайших Т. — Пасхи и Рождества Христова — продолжается на протяжении восьми дней; эти октавы празднования упорядочиваются собственными правилами (там же 12).

Т. в честь Господа имеют преимущества перед любыми др. празднованиями, включая воскресенья, за исключением воскресений Адвента, Великого поста и Пасхального времени: Т., приходящиеся на эти воскресные дни, празднуются в ближайший понедельник (там же 5), а при совпадении с днями Страстной недели, октавой Пасхи и некоторыми др. важными днями литург. календаря Т. переносятся на др. даты. В тех регионах, где Т. Богоявления, Вознесения Господня, а также Тела и Крови Христа не являются днями предписанных праздников, их принято назначать на ближайшее воскресенье, которое становится в данном регионе постоянным днем их празднования (там же 7). К числу предписанных праздников канон, право относит (помимо Т., всегда приходящихся на воскресные дни) Т. Рождества Христова; Богоявления; Вознесения Господня; Тела и Крови Христа; Пресв. Богородицы Марии; Непорочного Зачатия Пресв. Девы Марии; Успения Пресв. Богородицы; Св. Иосифа, Обручника Пресв. Девы Марии; Свв. апп. Петра и Павла; Всех святых (ККП 1246 § 1); однако епископская конференция той или иной страны может отменить или перенести на воскресенье некоторые из предписанных праздников (там же § 2) и реально во мн. странах их число меньше. В дни предписанных праздников каждый верующий «обязан участвовать в мессе» и должен «воздерживаться от тех работ и занятий, которые могут помешать поклонению, воздаваемому Богу, а также радости, свойственной дню Господню, и надлежащему душевному и телесному отдыху» (кан. 1247). Месса Т. обычно содержит 3 библ. чтения, великое славословие и символ,веры. Если Т. приходится на пятницу, она не является днем покаяния и поста (кан. 1251).

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 1411-1412.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024