К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Толедские Соборы
Толедские
Соборы — собрания высших церк. иерархов,
а также представителей знати Вестготского
королевства Испании (ок. 565-711/713), где
обсуждались и решались вопросы не только
религиозного, но и полит. характера.
Порядок
проведения этих собраний был в общих
чертах регламентирован участниками IV
Т.с. (633), а затем дополнен на XI Т.с. (675).
Общенац. Т.с. должен был созываться
королем раз в год, но на практике созывался
гораздо реже. Председателем собора был
старший из епископов, а с сер. VII в. —
митрополит Толедо. Собрания проходили
вначале в базилике Св. Леокадии, а с 653
— в базилике Свв. Петра и Павла. По итогам
собора король иногда издавал специальный
указ — lex in confirmatione concilii,
который корректировал
или дополнял постановления соборов и
придавал им силу закона. Некоторые Т.с.
имели особенное ист. Значение.
На III Т.с. 589
король Реккаред от имени всех
вестготов-ариан признал в качестве
истинной религии христианство никейского
исповедания веры (сам он крестился в
587). С этого началась новая эпоха в истории
Вестготского королевства, ознаменованная
тесным сотрудничеством Церкви и
королевской власти.
На
соборе присутствовали 62 католических
и 8 арианских епископов (которые письменно
подтвердили свой переход в католичество).
Председателем, вероятно, был Масона,
еп. Мериды, но не последнюю роль играл
и Леа н Ар Севильский. На III Т.с. были
оглашены особенно важные тексты из
постановлений Вселенских соборов (I
Никейского, I Константинопольского и
Халкидонского соборов), а также символ
веры. Затем вестготские епископы и знать
публично отреклись от арианства и
подписались под Никео-Константинополъским
символом веры (с добавлением Filioque).
Участники III Т.с. постановили
передать имущество арианских церквей
католическим в распоряжение и под
ответственность епископа (кан. 3, 9, 19).
III Т.с. сделал роль епископа в местном
управлении и судопроизводстве как
никогда значимой: теперь он должен был
разбирать дела вместе с судьей (кан.
16-18). Кроме того, каноны III Т.с. регламентировали
частную жизнь духовенства (кан. 5, 7).
Постановления собора были подкреплены
специальным королевским указом.
IV Т.с. состоялся
в 633 по инициативе короля Сисенанда. В
основу большинства постановлений этого
собора легли идеи, сформулированные
Исидором Севильским, который на нем и
председательствовал. Всего под
постановлениями IV Т.с. подписались 62
епископа. Этот собор проходил в особых
ист. условиях. В 631 дукс провинции
Септимания Сисенанд при вооруженной
поддержке франков сверг законного
короля Свинтилу (621-631) и занял престол.
Однако узурпатор не располагал
достаточными силами и нуждался в
легитимации. Такую поддержку ему мог
дать лишь общенац. церк. собор, где
епископы, выступая от имени народа,
узаконили бы его притязания на престол.
Чтобы не допустить начала новых
междоусобиц и нового этапа борьбы за
власть, участники IV Т.с. 633 признали
Сисенанда законным правителем, однако
попытались принять меры против новых
захватов власти (кан. 75): король должен
был избираться представителями Церкви
и знати; преступления против короля
были приравнены к преступлениям против
родины и народа вестготов — самым тяжким
преступлениям, которые карались
отлучением от Церкви (кан. 75).
Участники
обсуждали очень широкий круг проблем.
Уже в 1-м каноне заявлялась приверженность
Никео-Константинополъскому символу
веры; затем подверглись регламентации
порядок и сроки проведения общенац.
церк. соборов, обряд крещения, богослужения,
в т.ч. праздничная и пасхальная литургия,
обряд рукоположения епископа, круг его
обязанностей, правила поведения клириков,
взаимоотношения клириков и монахов;
кроме того, были приняты неск. канонов
о церк. вольноотпущенниках и ряд
постановлений, направленных на обращение
иудеев в христианство.
VIII Т.с. был
созван в 653 королем Реккесвинтом через
два месяца после смерти его отца, короля
Хиндасвинта. Участники впервые собрались
в базилике Свв. Петра и Павла, где обычно
проходил обряд помазания на царство.
Это был первый собор, под актами которого
подписались не только епископы, но и
пресвитеры, аббаты монастырей и даже
придворные.
Король
Реккесвинт представил участникам
объемный tomus regius —
список вопросов, предложенных к
обсуждению. Первый из них: можно ли
прощать предателей или же смягчать их
наказания? Закон короля Хиндасвинта
запрещал любое снисхождение к предателям,
даже раскаявшимся, и в таком виде
противоречил христ. принципам. Положение
осложнялось тем, что все подданные
королевства поклялись исполнять этот
закон по приказу Хиндасвинта, т.о., его
нарушение означало бы клятвопреступление.
После бурного обсуждения участники
решили, что с раскаявшимися предателями
следует поступать по-христиански, т.е.
прощать.
Во
время своего правления король Хиндасвинт
казнил представителей мн. благородных
фамилий. Его сын предложил участникам
собора решить, что делать с конфискованным
у них имуществом. В результате был издан
Decretum iudicii universalis, который
осудил действия Хиндасвинта, но
предписывал оставить имущество во
владении Реккесвинта и королевской
казны.
Также
были приняты постановления, запрещавшие
священнослужителям вступать в брак,
оставлять сан и возвращаться к светской
жизни, продавать церк. должности и т.д.
Первая редакция свода законов королевства
Liber Iudiciorum (редакция
Реккесвинта) также была обнародована
на VIII Т.с.
XIII Т.с.,
созванный королем Эрвигием в ноябре
683, проходил под председательством
Юлиана Толетанского. Постановления
этого собора свидетельствуют о кризисе,
в котором находилась королевская власть
и гос-во в целом. Первым же каноном были
осуждены, а затем прощены и восстановлены
в правах участники мятежа, направленного
на свержение предшественника Эрвигия,
короля Вамбы. Мятежникам вернули
конфискованное имущество — королевская
власть была неспособна противостоять
магнатам.
На
XIII Т.с. была впервые сформулирована
презумпция невиновности — т.н. вестготский
habeas corpus. Отныне
запрещалось без суда заключать под
стражу и конфисковывать имущество у
заподозренных в преступлении магнатов
или епископов (на др. сословия habeas
corpus не распространялся).
Суд над ними могли осуществлять только
равные им (т.е. представители знати и
епископата). Эта мера ограничивала
судебную власть правителя.
Затем участники
приняли постановления, защищавшие
королевских детей и запрещавшие кому
бы то ни было брать в жены вдову короля.
Др. каноны относились к церк. дисциплине,
обязанностям священнослужителей
и их взаимоотношениям с митрополитом.
Постановления XIII Т.с. были закреплены
в lex in confirmatione concilii Эрвигия.
E.
Криницына
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 1378-1381.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.