К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Типикон
Типикон
(греч. τυπικόν, лат.
typicum), типик,
устав — богослужебная книга визант.
обряда, содержащая практическое
руководство для церк. службы и монастырской
жизни. В литургике под Т. понимаются
также ист. традиция богослужения в
данной Церкви и богослужебный обряд. В
Т. указывается, когда и в каком порядке
должны читаться тексты, находящиеся в
Октоихе, Минее, Триодях и др. богослужебных
книгах, а также набор и состав богослужебных
и четьих (для чтения) книг.
Наиболее
известны Т. Студийский, Иерусалимский
и Великой Церкви.
Совр. рус.
редакция Т. была составлена в 1682 при
патр. Иоакиме. Студийский Т.
составлен Феодором Студитом, игуменом
константиноп. Студийского мон., на основе
кратких записей и устной традиции. В XI
в. он был принят в большинстве монастырей
Визант. империи. В XIV в. в слав. странах
на смену Студийскому пришел Иерусалимский
Т., составленный по образцу устава лавры
Св. Саввы Освященного под Иерусалимом
(VI в.) и приписываемый Савве Освященному.
Т. Великой Церкви возник как устав
богослужения в соборе Св. Софии в
Константинополе в IX-XI вв.
и отражал особенности соборного
богослужения, осн. чертой которого был
тщательно разработанный чин «песенного
последования», требующий большого
количества певцов и высокоразвитой
певческой культуры. Именно этот устав
был распространен на Руси до XI в. В 1060-х
в Киево-Печерском мон. Феодосий Печерский
ввел Студийский Т. в редакции, составленной
в 1025-42 Константинопольским патр. Алексием
Студитом, бывшим студийским игуменом.
Устав патр. Алексия был получен
непосредственно из Константинополя,
его перевод с греческого был осуществлен
монахами Киево-Печерского монастыря.
На Руси
Студийский Т. просуществовал до сер.
XIV в., когда постепенно стал вытесняться
Иерусалимским. В Сербии первый перевод
Иерусалимского Т. был выполнен архиеп.
Никодимом в 1319, в Болгарии этот Т. был
введен патр. Евфимием Тырновским после
1375, на Руси — митр. Киприаном (1336-1406).
Первые рус. переводы Иерусалимского Т.
появились после 1401, когда Афанасий
Высоцкий привез из Константинополя
список этого Т.
В полном виде
Т. состоит из двух больших разделов:
литургического и дисциплинарного.
Литург. часть делится на триодную и
месяцесловную (синаксарную) части,
триодная часть содержит описание
богослужебных последований по Постной
и Цветной Триоди, синаксарная — по
месяцеслову, в календарном порядке с 1
сентября по 31 августа.
Совр. Т.
состоит из 60 глав, которые можно разделить
на 3 части. 1-я часть (гл. 1-46) включает
общие указания о порядке совершения
служб. 2-я часть (гл. 47-51) содержит описание
богослужебных последований на каждый
день года (Месяцеслов) с т.н. Марковыми
главами (регулирующими порядок соединения
подвижного и неподвижного богослужебных
кругов), а также служб триодного круга.
3-я часть (гл. 52-60) — это певческое
приложение к Т.: тексты тропарей, кондаков,
троичных, светильнов, прокимнов и др.
песнопений из Октоиха и «на всякую
потребу».
Ф. Капица
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 1335-1336.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.