Типикон - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Типикон

Типикон (греч. τυπικόν, лат. typicum), типик, устав — богослужебная книга визант. обряда, содержащая практическое руководство для церк. службы и монастырской жизни. В литургике под Т. понимаются также ист. традиция богослужения в данной Церкви и богослужебный обряд. В Т. указывается, когда и в каком порядке должны читаться тексты, находящиеся в Октоихе, Минее, Триодях и др. богослужебных книгах, а также набор и состав богослужебных и четьих (для чтения) книг.

Наиболее известны Т. Студийский, Иерусалимский и Великой Церкви.

Совр. рус. редакция Т. была составлена в 1682 при патр. Иоакиме. Студийский Т. составлен Феодором Студитом, игуменом константиноп. Студийского мон., на основе кратких записей и устной традиции. В XI в. он был принят в большинстве монастырей Визант. империи. В XIV в. в слав. странах на смену Студийскому пришел Иерусалимский Т., составленный по образцу устава лавры Св. Саввы Освященного под Иерусалимом (VI в.) и приписываемый Савве Освященному. Т. Великой Церкви возник как устав богослужения в соборе Св. Софии в Константинополе в IX-XI вв. и отражал особенности соборного богослужения, осн. чертой которого был тщательно разработанный чин «песенного последования», требующий большого количества певцов и высокоразвитой певческой культуры. Именно этот устав был распространен на Руси до XI в. В 1060-х в Киево-Печерском мон. Феодосий Печерский ввел Студийский Т. в редакции, составленной в 1025-42 Константинопольским патр. Алексием Студитом, бывшим студийским игуменом. Устав патр. Алексия был получен непосредственно из Константинополя, его перевод с греческого был осуществлен монахами Киево-Печерского монастыря.

На Руси Студийский Т. просуществовал до сер. XIV в., когда постепенно стал вытесняться Иерусалимским. В Сербии первый перевод Иерусалимского Т. был выполнен архиеп. Никодимом в 1319, в Болгарии этот Т. был введен патр. Евфимием Тырновским после 1375, на Руси — митр. Киприаном (1336-1406). Первые рус. переводы Иерусалимского Т. появились после 1401, когда Афанасий Высоцкий привез из Константинополя список этого Т.

В полном виде Т. состоит из двух больших разделов: литургического и дисциплинарного. Литург. часть делится на триодную и месяцесловную (синаксарную) части, триодная часть содержит описание богослужебных последований по Постной и Цветной Триоди, синаксарная — по месяцеслову, в календарном порядке с 1 сентября по 31 августа.

Совр. Т. состоит из 60 глав, которые можно разделить на 3 части. 1-я часть (гл. 1-46) включает общие указания о порядке совершения служб. 2-я часть (гл. 47-51) содержит описание богослужебных последований на каждый день года (Месяцеслов) с т.н. Марковыми главами (регулирующими порядок соединения подвижного и неподвижного богослужебных кругов), а также служб триодного круга. 3-я часть (гл. 52-60) — это певческое приложение к Т.: тексты тропарей, кондаков, троичных, светильнов, прокимнов и др. песнопений из Октоиха и «на всякую потребу».

Ф. Капица

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 1335-1336.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Воскресенье, 26 Марта
    Dominica IV. in Quadragesima
    Leandri Episcopi et Confessoris Hispalensis

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 193
    Сессий: 7
    Сейчас на сайте: 4







    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2017