Тело Христово - Католическая энциклопедия - Bibliotheca |
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия" Тело Христово
Тело
Христово (греч. τό
Σώμα του Χρίστου, лат.
Corpus Christi) — богосл.
понятие, имеющее неск. взаимосвязанных
значений.
Историческое
Т.Х. О таинстве, выражаемом словами «Бог
стал человеком» («Deus homo
factus est») или «Христос —
Богочеловек», говорится чаще всего как
о воплощении (incarnatio):
«Verbum caro factum est» — «Слово
стало плотью» (Ин 1,14). В таком христол.
контексте слово «плоть» (т.е. «тело»)
означает просто человека, в соответствии
с духом древнеевр. языка. Т.о., предвечное
Слово Божье, Логос, получило человеч.
природу. Приверженцы монофизитства
считали, что человеч. природа, а
следовательно, и Т.Х. были полностью
поглощены Божественной природой Иисуса
Христа и перестали существовать. Однако
Халкидонский собор (451) утвердил догмат
о том, что Иисус Христос «совершенен в
Божестве и совершенен в человеческой
сущности, истинный Бог и истинный
Человек». II Константинопольский собор
(553) отверг ошибочное суждение, признающее
за человеч. природой Христа отд. личность,
и заявил, что Христос — это одна
единственная Божественная ипостась, и
все, присущее Его человеч. природе — не
только чудеса, но и страдания и смерть,
— следует приписывать Его Божественной
личности (ипостаси): «Господь наш Иисус
Христос, Который был распят в Своем
Теле, является истинным Богом, Господом
славы и Одним из Пресвятой Троицы» (ср.
DH 432). В Своем
подлинном человеч. теле Христос страдал,
подлинным человеч. сердцем любил всех
людей. Прославленное (преображенное)
Т.Х. В воскресении Иисуса Христа Его
Тело стало прославленным; в таком теле
Христос находится на небесах, такому
реальному Т.Х. совершается поклонение,
такое Т.Х. принимается в Преев. Евхаристии.
Евхаристическое
Т.Х. Согласно постановлениям Тридентского
собора, Христос пребывает в Евхаристии
vere, realiter, substantialiter —
«истинно, действительно и субстанциально»
(DH 1636), т.е.
не только символическим образом, а
воздействует Своей силой. Это означает,
что Т.Х. в Евхаристии является истинным,
действительным и субстанциальным, но
также и почитаемым. Мистическое Т.Х.
Среди различных определений Церкви
Царство Божье, собрание верующих в
Христа, Невеста Христова, народ Божий
— особое богосл. значение имеет ее
понимание как мистического Тела Христа,
что нашло отражение в т.ч. в энц. Mystici
Corporis Christi Папы —Пия XII.
о. Ц. Напюрковский
Праздник
Т.Х. (лат. festum
Corporis Christi) — празднование
в честь таинства Евхаристии в Католической
Церкви латинского обряда. Под таким
названием это празднование фигурировало
до реформы рим. литург. календаря 1969;
иногда оно обозначалось как торжество
(sollemnitas),
хотя этот термин еще не подразумевал
особого ранга празднования; зачастую
называлось просто Corpus
Christi или Corpus
Domini (Тело Господне), и эти
лат. наименования были заимствованы в
ряде новых европ. языков. После реформы
календаря оно стало официально называться
торжеством Пресвятых Тела и Крови Христа
(sollemnitas Sanctissimi Corporis et
Sanguinis Christi), при сохранении
в менее формальном контексте старых
наименований, включая исторически
закрепившиеся в каждом из языков: нем.
Fronleichnam (от
ср.-век. нем. Vrone Licharn
— «Господне Тело»), франц.
Fete-Dieu —
«Праздник Божий», венг. ВЕНГР.— «Господень день»,
польск. Boze Ciato, чеш.
ΒοziТe1о
— «Божье Тело» и т. п.
Первоначально
днем особого церк. почитания Евхаристии
был Великий четверг как день воспоминания
установления этого таинства Христом
(так это осталось и по сей день в Вост.
Церквях). На исходе Высокого Средневековья
на катол. Западе возникла тенденция к
выделению самостоятельного празднования
в честь Евхаристии. Одна из причин этого,
возможно, в том, что Вел. четверг как
один из дней Страстной недели устойчиво
связывался с воспоминанием и почитанием
Страстей Христовых и в силу этого его
евхарист. аспект оказывался далеко не
на первом плане. Кроме того, появлению
нового праздника способствовало развитие
схоласт. богословием учения о
пресуществлении (богосл. концепция Фомы
Аквинского завершила длившуюся с IX в.
череду споров о реальном присутствии
Христа в Евхаристии). Немаловажным
фактором оказалось, наряду с этим,
распространение в зап. духовности XIII
в. направлений мистики, связанных с
почитанием Евхаристии, а также
развивавшихся под ее влиянием нар.
практик благочестия (в первую очередь,
поклонения Святым Дарам). В числе
энтузиастов этих практик была
монахиня-августинка св. Юлиана Льежская
(1192-1258), частные откровения которой
послужили учреждению в 1247 в Льежской
епархии праздника в честь Т.Х. 8.09.1264 Папа
Урбан IV, прежде бывший духовником Юлианы,
буллой Transiturus распространил
его на всю Католическую Церковь. Согласно
традиционной версии, по-видимому,
отражающей реальную историю, тексты
частных последований служб для праздника
Т.Х. было поручено написать Фоме
Аквинскому. В результате он создал такие
выдающиеся памятники лат. гимнографии,
как гимны Pange lingua (на
1-й вечерне), Sacris sollem- niis
(на утрене) и Verbum
supernum prodiens (на лаудах), а
также секвенцию мессы Lauda
Sion, являющие глубины
богосл. мысли и в лаконичной форме
выражающие важнейшие аспекты катол.
учения о Евхаристии. К этим гимнографическим
соч. примыкает также гимн Adoro
Те devote, не
предназначенный непосредственно для
богослужений праздника Т.Х., но связанный
с ним тематически и, возможно, принадлежащий
тому же автору или его кругу.
Днем
празднования Т.Х. в церк. календаре стал
1-й четверг после октавы Пятидесятницы
(т.е. 60-й день после Пасхи). Несмотря на
папский декрет, новый праздник
распространялся медленно и далеко не
везде принимался. Папа Климент V на
Вьеннском соборе в 1311 настоятельно
потребовал его повсеместного введения.
К кон. XIII в.
одной из заметных особенностей праздника
Т.Х. стали процессии с евхарист. Т.Х.
Первоначально Св. Дары выносили под
покровом, однако уже в XIV в. сложилась
практика зримого выставления Св. Даров
в дароносице; со 2-й пол. XIV в. дароносицу
выносили с процессией, после которой
иногда в течение долгого времени
выставляли для поклонения. Тогда же в
Сев. и Воет. Германии появился обычай
выставления Св. Даров в праздник Т.Х. и
дни его октавы во время мессы, которую
совершали сразу после процессии, а также
во время Литургии часов. В XV в. эта
практика распространилась во всем
германоязычном регионе, в Польше и в
Венгрии, а чуть позже — в романских
странах. Параллельно сложился обряд
евхарист. благословения (благословения
Св. Дарами), завершавшего процессию; в
XVI в. он распространился во всех катол.
странах, а после Тридентского собора
был введен в виде чинопоследования в
общецерк. богослужебные книги —
Епископский церемониал (1600) и Римский
требник (1614). Ввиду общепринятого обычая
выставления Св. Даров в течение всей
октавы праздника Т.Х. на Литургии часов
в последний день октавы после вечерни
допускалось совершение второй, менее
торжественной процессии, после которой
Св. Дары более не выставлялись.
К
исходу Средневековья и на заре Нового
времени во мн. странах праздник Т.Х. стал
одним из самых популярных и соединился
с разнообразными нар. обычаями. В ряде
стран, особенно в Испании, в контексте
праздника Т.Х. интенсивно развивались
некоторые формы танцевального и
театрального искусства, в т.ч. жанр auto
sacramental, образцы которого
создавали известные исп. драматурги (в
частности, П. Кальдерон).
В регионах,
где католики жили в тесном соседстве с
протестантами (напр., в Нидерландах),
евхарист. процессии в праздник Т.Х. стали
для католиков свидетельством их веры
в реальное присутствие Христа в Св.
Дарах (протестанты таковое отрицали).
В
реформированном календаре рим. обряда
это празднование (с измененным названием),
хотя и утратило октаву, сохранило прежний
высокий статус (оно имеет ранг торжества),
а также прежнее место в календаре —
четверг после торжества Пресв. Троицы;
однако по решению нац. конференции
епископов оно может быть перенесено на
следующее за ним воскресенье, если по
пастырским соображениями это представляется
целесообразным (так, напр., происходит
в РФ). В последние десятилетия в документах
учительства Католической Церкви
регулярно подчеркивается значение для
верующих как самого торжества Т.Х., так
и связанных с ним форм благочестия, в
т.ч. евхарист. процессий (см. апост.
обращение Папы Бенедикта XVI Sacramentum
caritatis 68), проведение которых
на улицах городов и в др. публичных
местах поощряется.
П. Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 1278-1282.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.
|
|
|
Сегодня Воскресенье, 13 Октября Hieronymi Presbyteri et Confessoris
Календарь
|