Святые Дары - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Святые Дары

Святые Дары — евхарист. Тело и Кровь Иисуса Христа, т.е. освященные в таинстве Евхаристии хлеб и вино. В Католической Церкви понятие «С.Д.» также применяется для обозначения евхарист. Тела Христа в отдельности. Термин «С.Д.», используемый рус. католиками, заимствован из рус. правосл. традиции, где он является калькой греч. τά αγια Δώρα; у греков он употребляется реже, уступая место словосочетанию τά αγια Μυστήρια — «Святые Тайны», которое может обозначать и С.Д., и Евхаристию как совершаемое Церковью таинство, аналогично лат. терминам Sanctissimum Sacramentum, Sanctissima Eucharistia (досл. «Святейшее Таинство», «Святейшая Евхаристия»).

Согласно христ. учению, которое с древности сохраняется неизменным в Католической, Православной и Древних Вост. Церквях (а также принимается в некоторых направлениях протестантизма), в результате освящения даров во время анафоры на полном евхарист. богослужении принесенный на алтарь хлеб становится истинным Телом Христа, а вино — Его истинной Кровью, так что под каждым из этих евхарист. видов незримо пребывает живой Иисус Христос. В Католической Церкви по мере развития схоласт, богословия в эпоху зрелого Средневековья было сформулировано учение о пресуществлении, согласно которому в таинстве Евхаристии происходит изменение субстанций хлеба и вина в субстанции Тела и Крови Христа, при том что акциденции хлеба и вина остаются неизменными. Это учение приняло окончательное догм, закрепление в XVI в. на Тридентском соборе, который подтвердил, что в С.Д. «содержатся воистину, реально и сущностно Тело и Кровь вместе с душой и Божеством Господа нашего Иисуса Христа и, следовательно, всецелый Христос» (DH 1636; ср. DH 1651). Ввиду того что к этому времени в латинском обряде прочно закрепилась практика причащения мирян под одним видом (только Телом Христовым), оспаривавшаяся мн. деятелями Реформации, на соборе возникла необходимость сформулировать учение о том, что даже под одним из двух евхарист. видов верующие принимают всецелого Христа и истинное таинство (DH 1725-29); это учение соответствует вере Церкви, засвидетельствованной еще в первые века, поскольку уже тогда были известны определенные ситуации, когда причащение осуществлялось только под одним видом. На том же Тридентском соборе было определено, что Евхаристия — единственное перманентное таинство, а др. таинства являются переходными, так что их материя имеет сакраментальное действие только в момент их совершения. Тем не менее перманентность реального присутствия Христа в С.Д. ограничена: они перестают быть Телом и Кровью Христа в случае изменения акциденций хлеба и вина (напр., заплесневевший хлеб или прокисшее вино, хотя они и были некогда освящены, уже более не являются С.Д.).

Что касается материи для совершения Евхаристии, то, согласно учению Католической Церкви, это должны быть беспримесный пшеничный хлеб (пресный или квасной, в зависимости от исторически сложившейся традиции конкретного литург. обряда) и чистое виноградное вино, немного разбавленное водой. Несмотря на неоднократно высказывавшиеся мнения отд. богословов и пастырей о необходимости расширить круг продуктов, используемых в качестве евхарист. видов, — как из практических соображений (напр., недоступность пшеничной муки или вина в некоторых регионах), так и в интересах более плодотворной инкультурации (далеко не у всех народов хлеб и вино имеют те же коннотации, что и в ареале первоначального распространения христианства), — рим. Конгрегация вероучения, а также др. ведомства Рим. курии твердо настаивают на неизменности этого учения и соответствующей ему практики, периодически подтверждая это офиц. документами (ср. ККП 924).

До освящения хлеб и вино также принято называть дарами, но не святыми (в визант. традиции их называют предложенными честными дарами).

С древности известно стремление христ. общин хранить некоторый запас С.Д. для причащения больных и др. верующих, не имеющих возможности участвовать в богослужении. Верным разрешалось хранить С.Д. в своих домах для причащения в будни, когда полное евхарист. богослужение не совершалось: такие С.Д. получили название Преждеосвященных Даров (греч. προηγιασμένα [Δώρα], лат. praesanetificata),а появившееся со временем особое богослужение с обрядом причащения ими стало называться Литургией Преждеосвященных Даров. С.Д., хранящиеся в храмах, а также в монаш. общинах и у отд. священников для причащения тех, кто лишен возможности участвовать в евхарист. богослужении, именуются запасными Дарами (лат. Sanctissimum Sacramentum reservatum).С.Д. со временем сгали помещать в дарохранительницу — специально предназначенный Для их хранения ковчег, находящийся на алтаре или в алтарной части храма (на Востоке там хранится Тело Христово, напоенное Кровью Христовой и подсушенное во избежание порчи; на Западе — только Гостии); в эпоху зрелого Средневековья в Католической Церкви лат. обряда дарохранительница стала наделяться особо важным значением как место реального пребывания Христа в храме. В нач. XIII в. в Зап. Европе сложилась практика выставления С.Д. и поклонения С.Д., которое, по меньшей мере с XVI в., всячески поощрялось учительством Католической Церкви, подчеркивавшим значение веры в реальное присутствие всецелого Христа в евхарист. видах.

Для пребывания С.Д. во время евхарист. богослужений, а также для их хранения и поклонения им используются свящ. сосуды, различающиеся в зависимости от функции.

Бережное обращение со С.Д. и подобающее их хранение является важной обязанностью священно- и церковнослужителей (ср. ККП 934-944), пренебрежение которой может обернуться святотатством, грозящим суровыми канон, санкциями (ср. ККП 1367). Если в древности характер действий в различных чрезвычайных ситуациях, которые могли произойти со С.Д., регулировался преимущественно неписанным обычаем, то в позднее Средневековье правила на этот счет были тщательно кодифицированы в специальных разделах вступительных рубрик к богослужебным книгам: в визант. традиции — в Известии учительном, предваряющем Служебник, в латинской — во введении к миссалу (однако в результате литургической реформы после II Ватиканского собора эти разделы были упразднены). Наиболее обычная для Востока и Запада практика обращения с физически испорченными С.Д., использование которых для причащения представляется невозможным или сомнительным, а также с крошками евхарист. хлеба, следами от евхарист. вина и т.п. — тщательное собирание и сожжение их, равно как и тканей, при помощи которых они собирались, с последующим захоронением пепла в особом месте — сакрарии; на Востоке для испорченных С.Д. и омовения сосудов из-под них принято использовать также проточные водоемы; на катол. Западе существует практика размачивания поврежденных частиц (изменение акциденций), после чего они вместе с водою сливаются в сакрарий (так же как и вода от омовения материалов, соприкасавшихся с евхарист. Видами).

В Средние века на Западе ввиду особенностей сложившейся евхарист. практики вошло в обычай периодически освящать огромное число малых Гостий для святого запаса и причащать мирян ими. При совершении мессы большой Гостией причащался только совершавший ее священник; если на мессе были причастники, то им преподавались Гостии из святого запаса. Подобная практика в силу технического удобства прочно закрепилась в лат. обряде и продолжает сохраняться по сей день. Хотя II Ватиканский собор не запретил ее, он рекомендовал, чтобы верующим на мессе преподавались С.Д., освященные непосредственно при ее совершении (см. SC 55). Впоследствии эта рекомендация собора неоднократно повторялась в ряде нормативных документов.

По окончании Божественной литургии часть С.Д. может быть сохранена в качестве запасных даров, а оставшиеся после причащения С.Д. потребляются (consumentur) к.-л. из участвовавших в ее совершении клириков либо, в лат. обряде, экстраординарных служителей Евхаристии (в лат. обряде, если причащение мирян не совершается под двумя видами, потребление С.Д. может быть осуществлено сразу после причащения клириков). Свящ. сосуды после этого тщательно очищаются предписанным в рубриках способом.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 612-615.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Четверг, 26 Декабря

    Ближайшее празднование:
    Dominica V. Adventus Domini
    29 Декабря (осталось 3 дня)

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 7419
    Сессий: 13
    Сейчас на сайте: 32





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024