К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Свеча
Свеча
(древнеевр.
ЕВР, греч. κηρίον,
κανδήλα, лат.
candela,
cereus)
— светильник
из твердого легкоплавкого горючего
материала, приводимого в расплавленном
виде к пламени посредством фитиля.
Обычно форма С. цилиндрическая. Материалами
для изготовления С. с древних времен
являются пчелиный воск или жир животного
происхождения; в последние века С.
изготавливаются также из синтетических
материалов (парафин, стеарин и др.).
Как
и др. светильники, С. с древности имела
во мн. культурах не только утилитарное,
но и символическое значение (сочетая в
себе многообразие ассоциаций, связанных
со светом и огнем), а потому широко
употреблялась в ритуалах различных
религий. В христ. культе использование
С. известно по меньшей мере с III в.
Распространенный
в наши дни у христиан различных конфессий
обычай ставить С. в храме или др. сакральном
месте с молитвенным намерением имеет
отчасти утилитарное происхождение:
первоначально степень освещенности
храма во время богослужений зависела
от количества С. и масла для лампад,
которые верующие приносили в качестве
натурального пожертвования. Практич.
происхождение имеют также обычаи
совершения священнослужителями отд.
моментов богослужения с зажженной С. в
руке или в сопровождении служителей,
держащих С.: в большинстве своем это
моменты пребывания священнослужителя
в отдалении от алтаря, где располагались
стационарные светильники. С первых
веков утилитарное предназначение С. в
богослужении дополнялось символизмом
С.: свет Христа и веры, сияние истины,
горение устремленного к Богу сердца и
др.
В
местных традициях христ. мира сложились
различные способы расположения С. как
элементов освещения храма. В зап. традиции
особое место принадлежит алтарным С.,
которые в раннее Средневековье,
по-видимому, располагались за алтарем,
но с XI в. ставятся на алтаре. Число С.,
горящих на алтаре во время богослужения,
варьировалось в зависимости от степени
торжественности службы. С XVI в. наличие
6 подсвечников стало нормой устроения
алтаря, действовавшей вплоть до
литургической реформы 1969. Согласно ныне
действующим правилам, при совершении
мессы «на алтарь или около него ставятся
по меньшей мере два подсвечника с
зажженными свечами. Их может быть четыре
или шесть; в случае, если служба совершается
правящим епископом — семь» (Общее
наставление к Римскому миссалу,
п. 117).
Вне
алтарной части храма С. чаще всего
ставятся перед иконами и др. святынями.
На правосл. Востоке широко распространен
крупный металлический напольный
подсвечник для большого числа С., зачастую
с лампадой посередине, — поникадило
(ср.-век. греч. πολυκάνδηλον,
πολυκάνδηλονα: от
πολυ «много-»
и κανδήλα
—
«светильник»), или паникадило
(последнее название представляет собой
искажение первого). В Средние века в
крупных храмах стали появляться также
висячие подсвечники для большого числа
С. На Западе это первоначально
крестообразные, а затем и круглые в
плане люстры. В рус. правосл. традиции
подобная люстра также называется
паникадилом.
В
числе особых случаев использования С.
в богослужении римского обряда: зажжение
пасхальной С., или пасхала; при совершении
таинства крещения — погружение пасхала
в купель при освящении воды и вручение
неофитам горящей С. с призывом нести
свет Христа; освящение в праздник
Сретения Господня С., символизирующих
«свет к просвещению язычников» (ср. Лк
2, 32); в период Адвента зажжение перед
алтарем 4 свечей (число горящих С.
соответствует порядковому номеру недели
Адвента); использование на темной утрене
треугольного подсвечника с 15 С., которые
в ходе этого богослужения гасятся одна
за другой, так что храм постепенно
погружается во мрак; при отпевании
установление рядом с гробом усопшего
горящего пасхала и др. С. в качестве
напоминания о крещальных обетах усопшего
и символа надежды на вечную жизнь. В
прошлом при экскоммуникации ее
провозглашение сопровождалось тушением
горящей С. (напротив, при снятии
экскоммуникации примиренному с Церковью
вручалась горящая С.).
В
визант. традиции особо выделяется
использование при архиерейском
священнослужении двух подсвечников, в
одном из которых — 2 перекрещивающиеся
С., а в другом — 3 — соответственно,
дикирий
и трикирий
(общее греч. название обоих — τα
δικηροτρίκηρα): ими
епископ торжественно благословляет
верных в некоторые моменты богослужения.
Особый подсвечник для 3 С. — «пасхальная
троица» — священник держит в руке на
службах Светлой седмицы.
П.
Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 565-567.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.