Свеча - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Свеча

Свеча (древнеевр. ЕВР, греч. κηρίον, κανδήλα, лат. candela, cereus) — светильник из твердого легкоплавкого горючего материала, приводимого в расплавленном виде к пламени посредством фитиля. Обычно форма С. цилиндрическая. Материалами для изготовления С. с древних времен являются пчелиный воск или жир животного происхождения; в последние века С. изготавливаются также из синтетических материалов (парафин, стеарин и др.).

Как и др. светильники, С. с древности имела во мн. культурах не только утилитарное, но и символическое значение (сочетая в себе многообразие ассоциаций, связанных со светом и огнем), а потому широко употреблялась в ритуалах различных религий. В христ. культе использование С. известно по меньшей мере с III в.

Распространенный в наши дни у христиан различных конфессий обычай ставить С. в храме или др. сакральном месте с молитвенным намерением имеет отчасти утилитарное происхождение: первоначально степень освещенности храма во время богослужений зависела от количества С. и масла для лампад, которые верующие приносили в качестве натурального пожертвования. Практич. происхождение имеют также обычаи совершения священнослужителями отд. моментов богослужения с зажженной С. в руке или в сопровождении служителей, держащих С.: в большинстве своем это моменты пребывания священнослужителя в отдалении от алтаря, где располагались стационарные светильники. С первых веков утилитарное предназначение С. в богослужении дополнялось символизмом С.: свет Христа и веры, сияние истины, горение устремленного к Богу сердца и др.

В местных традициях христ. мира сложились различные способы расположения С. как элементов освещения храма. В зап. традиции особое место принадлежит алтарным С., которые в раннее Средневековье, по-видимому, располагались за алтарем, но с XI в. ставятся на алтаре. Число С., горящих на алтаре во время богослужения, варьировалось в зависимости от степени торжественности службы. С XVI в. наличие 6 подсвечников стало нормой устроения алтаря, действовавшей вплоть до литургической реформы 1969. Согласно ныне действующим правилам, при совершении мессы «на алтарь или около него ставятся по меньшей мере два подсвечника с зажженными свечами. Их может быть четыре или шесть; в случае, если служба совершается правящим епископом — семь» (Общее наставление к Римскому миссалу, п. 117).

Вне алтарной части храма С. чаще всего ставятся перед иконами и др. святынями. На правосл. Востоке широко распространен крупный металлический напольный подсвечник для большого числа С., зачастую с лампадой посередине, — поникадило (ср.-век. греч. πολυκάνδηλον, πολυκάνδηλονα: от πολυ «много-» и κανδήλα — «светильник»), или паникадило (последнее название представляет собой искажение первого). В Средние века в крупных храмах стали появляться также висячие подсвечники для большого числа С. На Западе это первоначально крестообразные, а затем и круглые в плане люстры. В рус. правосл. традиции подобная люстра также называется паникадилом.

В числе особых случаев использования С. в богослужении римского обряда: зажжение пасхальной С., или пасхала; при совершении таинства крещения — погружение пасхала в купель при освящении воды и вручение неофитам горящей С. с призывом нести свет Христа; освящение в праздник Сретения Господня С., символизирующих «свет к просвещению язычников» (ср. Лк 2, 32); в период Адвента зажжение перед алтарем 4 свечей (число горящих С. соответствует порядковому номеру недели Адвента); использование на темной утрене треугольного подсвечника с 15 С., которые в ходе этого богослужения гасятся одна за другой, так что храм постепенно погружается во мрак; при отпевании установление рядом с гробом усопшего горящего пасхала и др. С. в качестве напоминания о крещальных обетах усопшего и символа надежды на вечную жизнь. В прошлом при экскоммуникации ее провозглашение сопровождалось тушением горящей С. (напротив, при снятии экскоммуникации примиренному с Церковью вручалась горящая С.).

В визант. традиции особо выделяется использование при архиерейском священнослужении двух подсвечников, в одном из которых — 2 перекрещивающиеся С., а в другом — 3 — соответственно, дикирий и трикирий (общее греч. название обоих — τα δικηροτρίκηρα): ими епископ торжественно благословляет верных в некоторые моменты богослужения. Особый подсвечник для 3 С. — «пасхальная троица» — священник держит в руке на службах Светлой седмицы.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 565-567.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Четверг, 26 Декабря

    Ближайшее празднование:
    Dominica V. Adventus Domini
    29 Декабря (осталось 3 дня)

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 7601
    Сессий: 14
    Сейчас на сайте: 34





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024