К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Страстная пятница
Страстная
пятница, Святая пятница (греч. ή
Αγία και μεγάλη Παρασκευή — «святая
и великая пятница», лат. Feria
Sexta in Passione Domini — «Пятница
Страстей Господних») — пятница Страстной
недели, являющаяся в Католической Церкви
днем литург. воспоминания страданий и
смерти Иисуса Христа. В общем контексте
искупления, совершенного Христом,
неотделимость Его смерти от последующего
воскресения находит в Церкви свое
выражение на литург. уровне: богослужение
С.п. неразрывно связано смысловым и
формальным единством с богослужением
праздника Воскресения Христова (Пасха)
и является частью Пасхального триденствия.
По древнему
обычаю, в С.п. не совершалась обычная
литургия, поскольку всякое совершение
евахарист. богослужения является
празднованием, что неуместно в день
воспоминания смерти Господа. В лат.
обряде и некоторых др. зап. обрядах в
С.п. совершается Литургия преждеосвященных
Даров.
Нынешнее
богослужение латинского обряда,
восходящее к древнехрист. традиции,
состоит из 3 частей:
-
Литургия
слова с пением (или чтением) Страстей
по Иоанну и последующими молитвами обо
всем мире;
-
Поклонение
св. Кресту (восходящее к древней иерус.
литург. практике, описанной уже в
Паломничестве Эгерии), которое
предваряется выставлением св. Креста,
с пением т.н. Укоров (Improperia),
Трисвятого (Trisagion)
и гимна Pange lingua; 3) причащение
(до литургической реформы 1969 на этой
мессе причащался только предстоятель).
Тридентское
чинопоследование С.п. было пересмотрено
в 1955 и еще раз вскоре после II Ватиканского
собора.
В соответствии
с порядком богослужений до литург.
реформы С.п. как литург. день начиналась
с Темной утрени, которую служили, как
правило, вечером накануне. Осн. богослужение
С.п. совершалось с утра (вечером служили
Темную утреню Святой субботы), однако
с 1956 оно перенесено на вторую половину
дня. По обычаю в этот день совершается
также Крестный путь.
До литург.
реформы 1969 богослужение С.п. в лат. обряде
совершалось в облачениях черного цвета,
ныне — в красных.
В С.п. не
звонят в колокола и алтарные колокольчики
(последние заменяются колотушками),
пение звучит без сопровождения органа,
алтарь с предыдущего дня (Великий
четверг) остается разоблаченным (за
исключением обряда причащения), а
дарохранительница — открытой настежь
и пустой. В соответствии с древней
традицией Католической Церкви, С.п.
является днем строгого поста.
В визант.
обряде богослужебный круг С.п. открывается
утреней (обычно совершаемой вечером
накануне или ночью), именуемой Последованием
Страстей Господа нашего Иисуса Христа,
на которой читают 12 еванг. фрагментов,
охватывающих события от прощальной
беседы Христа с учениками до установления
стражи у Его гроба. Утром С.п. совершаются
Вел. часы (именуемые также Царскими:
название восходит к визант. протоколу
участия императора в богослужениях);
на каждом из четырех литург. часов,
составляющих эту службу, читается
полностью история Страстей Христовых
по одному из четырех Евангелий. Пополудни
служится вечерня; еванг. чтение вечерни,
представляющее собой компиляцию текстов
из разных Евангелий, охватывает историю
Страстей Христовых (от суда Пилата до
погребения). По традиции некоторых
поместных Церквей (в т.ч. Русской) в конце
этой службы совершается вынос плащаницы,
выставляемой в храме для поклонения.
П. Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 1131.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.