Страстная неделя - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Страстная неделя

Страстная неделя — неделя перед праздником пасхи.

Термин «С.н.» используется рус. католиками латинского обряда; в офиц. правосл. словоупотреблении используется термин «Страстная седмица». Традиционное название С.н., запечатлевшееся и в церковнослав. богослужебных книгах, — «Святая и великая седмица» (греч. ή Αγία και Μεγάλη έβδομάς; лат. Hebdomada, Hebdomas Sancta, Maior Hebdomada). В латыни уже в раннее Средневековье засвидетельствовано также название Hebdomada Authentica (досл. «Достоверная неделя»), сохранившееся в амвросианском обряде. Вместе с тем появление в среде рус. православных наименования «Страстная» не лишено оснований, т.к. полное греч. название этой недели — ή Αγία καί Μεγάλη έβδομάς των Παθών του Κυρίου ήμών Ίησοϋ του Χριστού (Святая и великая седмица Страстей Господа нашего Иисуса Христа). Поскольку в традиции римского обряда в Средние века сложилась практика посвящать особому воспоминанию Страстей Христовых последние 2 недели перед Пасхой, 5-е (предпоследнее) воскресенье Великого поста стало называться Dominica de Passione, Dominica Passionis (воскресенье о Страстях, воскресенье Страстей), а открывающаяся им неделя — Hebdomada in Passione (неделя на Страсти): именно так это закрепилось в богослужебных книгах, официально утвержденных после Тридентского собора. Наряду с этим применительно ко всему двухнедельному периоду, предваряющему Пасху, зачастую использовался термин Tempus Passionis (Страстное время), который зафиксирован в период литургической реформы в последнем издании тридентского Римского миссала (1962), осуществленном уже после обнародования в 1956 реформированного чинопоследования С.н.: здесь 5-е воскресенье Вел. поста названо Dominica I Passionis (1-е воскресенье Страстей), а Вербное воскресенье — Dominica II Passionis seu in Palmis (2-е воскресенье Страстей, или Пальмовое воскресенье); последнее прежде не содержало в своем названии никакой связи со Страстями. После реформирования в 1969 рим. календаря 5-я неделя Вел. поста утратила наименования, связанные со Страстями, а Вербное воскресенье стало называться Dominica in Palmis de Passione Domini (Пальмовое воскресенье о Страстях Господних).

Во мн. христ. традициях С.н. является временем особого литург. воспоминания последних дней земной жизни Иисуса Христа — от Его мессианского входа в Иерусалим для добровольного принятия страданий ради спасения мира вплоть до Его Страстей, смерти на кресте, погребения, а также сошествия в ад.

По-видимому, С.н. не была известна христианам первых веков, а появилась только в IV в. в Иерусалиме, ставшем в правление имп. Константина I Великого важнейшим центром паломничеств. Места города и его окрестностей, традиционно связанные с еванг. событиями, сделались объектами почитания. Богослужение в Иерусалиме было стациональным; его осуществлял епископ города, причем в определенные дни и периоды церк. календаря службы происходили в разных святых местах (святые места Палестины); переход верующих от одной святыни к другой осуществлялся в виде организованных процессий.

Наиболее раннее описание С.н. в Иерусалиме содержится в Паломничестве Эгерии (кон. IV в.), где подробно отражена практика 380-х. Особые богослужения «Великой недели» открывались в субботу перед воскресеньем Входа Господня в Иерусалим службой в память о воскрешении Лазаря, которая начиналась в том месте, где сестра Лазаря Мария (Марфа и Мария) встретила Иисуса; затем процессия следовала к гробнице Лазаря в Вифании, где совершалась еще одна служба с гимнами, псалмами и соответствующими библ. чтениями, которая завершалась возвещением приближающейся Пасхи. В каждый из последующих дней совершались службы, большая часть которых начиналась на Масличной горе и продолжалась в др. святых местах, завершаясь люцернарием в Анастасисе (часовне Воскресения над Гробом Господним). В четверг пополудни народ собирался в базилике Мартирион; там совершалась Евхаристия, затем следовала 2-я Евхаристия в месте, именуемом «За Крестом»; серия служб завершалась в Анастасисе. После короткого ужина все направлялись на Масличную гору для пения гимнов и псалмов, чтений и молитв вплоть до глубокой ночи, когда совершалась процессия в санктуарий, построенный на месте вознесения Христа; там пение гимнов продолжалось, «пока не пропоет петух»; затем процессия спускалась в церковь на месте Гефсиманского борения Иисуса (Гефсимания). Там совершалась короткая служба воспоминания, и процессия двигалась к месту взятия Иисуса под стражу для еще одной короткой службы. Наконец процессия возвращалась в атриум «У Креста», где читался еванг. фрагмент о суде Пилата. Хотя этот круг богослужений длился примерно 14 ч до рассвета следующего дня, некоторые верующие отправлялись еще в Сион для службы у Колонны бичевания. Следующий круг богослужений начинался поздним утром в пятницу с поклонения Кресту Господню и др. реликвиям, длившегося до полудня. В атриуме совершалась служба с чтением Страстей, перемежавшимся молитвами и псалмами, затем молитвенное богослужение совершалось в Мартирионе, за которым следовала короткая служба в Анастасисе, завершавшаяся к вечеру. В субботу вечером начиналось пасхальное бдение, длившееся до утра.

В Паломничестве Эгерии богослужения С.н. описаны еще не как последовательное воспоминание еванг. событий. Т.н. Армянский лекционарий, отражающий литург. практику Иерус. Церкви 1-й пол. V в., демонстрирует значительно большее соответствие богослужений С.н. конкретным местам и событиям еванг. истории. С V в. наметилась отчетливая тенденция, с одной стороны, к последовательной передаче событий свящ. истории в соответствующие им временные промежутки, а с др. стороны — к экономии времени и пространства: процессии укорачивались, одни службы включались в другие и т.п. Этот процесс в Иерусалиме в осн. завершился в VIII в. В то же время складывавшийся там круг богослужений С.н. в том или ином виде был заимствован большинством др. Церквей, где приобретал собственные черты.

Хотя в осн. христ. традициях принято считать С.н. завершающим этапом Вел. поста, первоначально она представляла собой отд. период, который в ряде памятников раннего Средневековья именовался Пасхальным постом.

В визант. традиции С.н. входит в состав Вел. поста, но в строгом смысле она не включается в Четыредесятницу, завершающуюся в пятницу перед Вербным воскресеньем. Лишь в последние века в русско-визант. традиции богослужения С.н. (с добавлением Лазаревой субботы, предваряющей Вербное воскресенье, вплоть до Святой субботы включительно) стали на уровне богослужебных книг вводиться в круг Триоди постной (первоначально они входили в Цветную триодь). В рим. обряде эта неделя вошла в состав Четыредесятницы, однако в реформированном календаре время Вел. поста заканчивается к вечеру Великого четверга, которым открывается Свящ. Пасхальное триденствие.

Вербное воскресенье во всех литург. традициях представляет собой торжественное воспоминание входа Господня в Иерусалим; в зап. литург. обрядах оно посвящено также воспоминанию Страстей Христовых в целом.

В отличие от Вербного воскресенья и последних 3 дней С.н., когда вспоминаются Тайная вечеря, Гефсимайское борение, взятие Иисуса под стражу, суд над Ним, Его крестный путь, распятие, смерть и погребение, а также Его сошествие в ад — т.е. события, которые известны с точностью до дней недели или даже до времени суток, первые три будних дня С.н. не дают возможности для точной привязки к конкретным еванг. событиям, происходившим между входом в Иерусалим и Тайной вечерей. Тем не менее в некоторых литург. обрядах каждый из этих дней связан с воспоминанием к.-л. эпизода из соответствующих глав Евангелия.

При всех отличиях богослужений и паралитург. обрядов С.н. в различных литург. традициях общим для большинства из них оказывается ряд черт, восходящих к ранней иерус. практике, прежде всего чтение Страстей Христовых, не только в виде отд. фрагментов, но и целиком по одному из Евангелий. Др. чертой, общей для разных литург. традиций, является обилие в богослужениях и паралитург. обрядах С.н. процессий как зримого выражения сопутствия верующих Христу. В русско-визант. традиции это вынос плащаницы на вечерне Страстной пятницы, а также крестный ход с плащаницей в конце Чина погребения Иисуса Христа на утрене и венчающий С.н. крестный ход по завершении пасхальной полунощницы, по окончании которого начинается пасхальная утреня. В богослужении рим. обряда это процессия с ветвями в Вербное воскресенье и процессия переноса Святых Даров на отд. алтарь в Вел. Четверг.

Нар. благочестие в разных странах, особенно на Западе, породило в Средние века и Новое время многочисл. паралитург. практики, связанные со С.н., часть которых тесно смыкается с богослужением Церкви. Некоторые из них также содержат процессии. Наивысшего развития процессии С.н. достигли в Юж. Испании в период Контрреформации, откуда вскоре распространились в др. регионы. В ряде городов Испании (особенно в Севилье) и Италии, а также Сев. и Юж. Америки традиции проведения таких процессий сохраняются по сей день. Процессии, строго распределенные по дням церк. календаря, а также времени и местам проведения, тщательно подготавливаются церк. братствами (в Севилье их более 50); большинство братств имеет многовековую историю и собственные ревностно соблюдаемые традиции. Важнейшие элементы этих процессий — пасо (исп. paso — «шаг») — обильно декорированные огромные платформы, на которых установлены деревянные фигуры, изображающие сцены еванг. истории или отд. персонажей.

В ряде регионов существуют также обычаи разыгрывать на С.н. мистерии, посвященные Страстям Христовым. Подобные традиции, восходящие к Средним векам, известны и за пределами Европы; напр., они популярны на Филиппинах, где наряду с мистериальными представлениями Sinakulo существует обычай совершать т. н.

Pabasa nang Pasyon («Чтение Страстей»), когда верующие попеременно читают нараспев Поэму о Страстях Господа нашего Иисуса Христа, написанную в нач. XVIII в. свящ. Гаспаром Акино де Беленом, непрерывное исполнение которой занимает ок. 24 часов.

В числе всемирно распространенных и наиболее прочно вошедших в церк. жизнь паралитург. обрядов — Крестный путь, а также во многом подобный ему [Скорбный] Материнский путь (Via Matris [dolorosa]), в котором внимание верующих сосредоточено на причастности Преев. Девы Марии к Страстям Христовым. С Богородицей связан и ряд др. практик нар. благочестия, осуществляемых на С.н., напр. Planctus Mariae (Плач Марии), Час Безутешной, в странах Лат. Америки более известный под названием El pesame (исп. «сострадание»), и др.

У некоторых народов Центр. и Вост. Европы существует обычай оформления в храме места, изображающего гробницу, где покоилось тело Иисуса, куда вечером Страстной пятницы и в Святую субботу приходят верующие для почитания Гроба Господня.

В целом практики нар. благочестия, вошедшие в обычаи С.н., оказались на Западе значительно более популярными, чем собственно богослужения этого периода. Поэтому в ходе литург. реформы Католическая Церковь преобразовала богослужение С.н. так, чтобы оно в большей мере выполняло свое назначение, а паралитург. обряды С.н. сделала теми средствами, которые помогают верующим ценить собственно литургию.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 1126-1130

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Суббота, 21 Декабря
    In Conceptione Beate Marie Virginis

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 4978
    Сессий: 13
    Сейчас на сайте: 13





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024