Страстная неделя - Католическая энциклопедия - Bibliotheca |
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия" Страстная неделя
Страстная
неделя — неделя перед праздником пасхи.
Термин
«С.н.» используется рус. католиками
латинского обряда; в офиц. правосл.
словоупотреблении используется термин
«Страстная седмица». Традиционное
название С.н., запечатлевшееся и в
церковнослав. богослужебных книгах, —
«Святая и великая седмица» (греч. ή
Αγία και Μεγάλη έβδομάς; лат.
Hebdomada, Hebdomas Sancta, Maior
Hebdomada). В латыни уже в
раннее Средневековье засвидетельствовано
также название Hebdomada
Authentica (досл. «Достоверная
неделя»), сохранившееся в амвросианском
обряде. Вместе с тем появление в среде
рус. православных наименования «Страстная»
не лишено оснований, т.к. полное греч.
название этой недели — ή
Αγία καί Μεγάλη έβδομάς των Παθών του
Κυρίου ήμών Ίησοϋ του Χριστού (Святая
и великая седмица Страстей Господа
нашего Иисуса Христа). Поскольку в
традиции римского обряда в Средние века
сложилась практика посвящать особому
воспоминанию Страстей Христовых
последние 2 недели перед Пасхой, 5-е
(предпоследнее) воскресенье Великого
поста стало называться Dominica
de Passione, Dominica Passionis (воскресенье
о Страстях, воскресенье Страстей), а
открывающаяся им неделя — Hebdomada
in Passione (неделя на Страсти):
именно так это закрепилось в богослужебных
книгах, официально утвержденных после
Тридентского собора. Наряду с этим
применительно ко всему двухнедельному
периоду, предваряющему Пасху, зачастую
использовался термин Tempus
Passionis (Страстное время),
который зафиксирован в период литургической
реформы в последнем издании тридентского
Римского миссала (1962), осуществленном
уже после обнародования в 1956 реформированного
чинопоследования С.н.: здесь 5-е воскресенье
Вел. поста названо Dominica
I Passionis (1-е
воскресенье Страстей), а Вербное
воскресенье — Dominica II
Passionis seu in Palmis (2-е
воскресенье Страстей, или Пальмовое
воскресенье); последнее прежде не
содержало в своем названии никакой
связи со Страстями. После реформирования
в 1969 рим. календаря 5-я неделя Вел. поста
утратила наименования, связанные со
Страстями, а Вербное воскресенье стало
называться Dominica in Palmis de
Passione Domini (Пальмовое
воскресенье о Страстях Господних).
Во мн. христ.
традициях С.н. является временем особого
литург. воспоминания последних дней
земной жизни Иисуса Христа — от Его
мессианского входа в Иерусалим для
добровольного принятия страданий ради
спасения мира вплоть до Его Страстей,
смерти на кресте, погребения, а также
сошествия в ад.
По-видимому,
С.н. не была известна христианам первых
веков, а появилась только в IV в. в
Иерусалиме, ставшем в правление имп.
Константина I Великого важнейшим центром
паломничеств. Места города и его
окрестностей, традиционно связанные с
еванг. событиями, сделались объектами
почитания. Богослужение в Иерусалиме
было стациональным; его осуществлял
епископ города, причем в определенные
дни и периоды церк. календаря службы
происходили в разных святых местах
(святые места Палестины); переход верующих
от одной святыни к другой осуществлялся
в виде организованных процессий.
Наиболее
раннее описание С.н. в Иерусалиме
содержится в Паломничестве Эгерии (кон.
IV в.), где подробно отражена практика
380-х. Особые богослужения «Великой
недели» открывались в субботу перед
воскресеньем Входа Господня в Иерусалим
службой в память о воскрешении Лазаря,
которая начиналась в том месте, где
сестра Лазаря Мария (Марфа и Мария)
встретила Иисуса; затем процессия
следовала к гробнице Лазаря в Вифании,
где совершалась еще одна служба с
гимнами, псалмами и соответствующими
библ. чтениями, которая завершалась
возвещением приближающейся Пасхи. В
каждый из последующих дней совершались
службы, большая часть которых начиналась
на Масличной горе и продолжалась в др.
святых местах, завершаясь люцернарием
в Анастасисе (часовне Воскресения над
Гробом Господним). В четверг пополудни
народ собирался в базилике Мартирион;
там совершалась Евхаристия, затем
следовала 2-я Евхаристия в месте, именуемом
«За Крестом»; серия служб завершалась
в Анастасисе. После короткого ужина все
направлялись на Масличную гору для
пения гимнов и псалмов, чтений и молитв
вплоть до глубокой ночи, когда совершалась
процессия в санктуарий, построенный на
месте вознесения Христа; там пение
гимнов продолжалось, «пока не пропоет
петух»; затем процессия спускалась в
церковь на месте Гефсиманского борения
Иисуса (Гефсимания). Там совершалась
короткая служба воспоминания, и процессия
двигалась к месту взятия Иисуса под
стражу для еще одной короткой службы.
Наконец процессия возвращалась в атриум
«У Креста», где читался еванг. фрагмент
о суде Пилата. Хотя этот круг богослужений
длился примерно 14 ч до рассвета следующего
дня, некоторые верующие отправлялись
еще в Сион для службы у Колонны бичевания.
Следующий круг богослужений начинался
поздним утром в пятницу с поклонения
Кресту Господню и др. реликвиям, длившегося
до полудня. В атриуме совершалась служба
с чтением Страстей, перемежавшимся
молитвами и псалмами, затем молитвенное
богослужение совершалось в Мартирионе,
за которым следовала короткая служба
в Анастасисе, завершавшаяся к вечеру.
В субботу вечером начиналось пасхальное
бдение, длившееся до утра.
В Паломничестве
Эгерии богослужения С.н. описаны еще не
как последовательное воспоминание
еванг. событий. Т.н. Армянский лекционарий,
отражающий литург. практику Иерус.
Церкви 1-й пол. V в., демонстрирует
значительно большее соответствие
богослужений С.н. конкретным местам и
событиям еванг. истории. С V в. наметилась
отчетливая тенденция, с одной стороны,
к последовательной передаче событий
свящ. истории в соответствующие им
временные промежутки, а с др. стороны —
к экономии времени и пространства:
процессии укорачивались, одни службы
включались в другие и т.п. Этот процесс
в Иерусалиме в осн. завершился в VIII в. В
то же время складывавшийся там круг
богослужений С.н. в том или ином виде
был заимствован большинством др. Церквей,
где приобретал собственные черты.
Хотя в осн.
христ. традициях принято считать С.н.
завершающим этапом Вел. поста, первоначально
она представляла собой отд. период,
который в ряде памятников раннего
Средневековья именовался Пасхальным
постом.
В визант.
традиции С.н. входит в состав Вел. поста,
но в строгом смысле она не включается
в Четыредесятницу, завершающуюся в
пятницу перед Вербным воскресеньем.
Лишь в последние века в русско-визант.
традиции богослужения С.н. (с добавлением
Лазаревой субботы, предваряющей Вербное
воскресенье, вплоть до Святой субботы
включительно) стали на уровне богослужебных
книг вводиться в круг Триоди постной
(первоначально они входили в Цветную
триодь). В рим. обряде эта неделя вошла
в состав Четыредесятницы, однако в
реформированном календаре время Вел.
поста заканчивается к вечеру Великого
четверга, которым открывается Свящ.
Пасхальное триденствие.
Вербное
воскресенье во всех литург. традициях
представляет собой торжественное
воспоминание входа Господня в Иерусалим;
в зап. литург. обрядах оно посвящено
также воспоминанию Страстей Христовых
в целом.
В отличие от
Вербного воскресенья и последних 3 дней
С.н., когда вспоминаются Тайная вечеря,
Гефсимайское борение, взятие Иисуса
под стражу, суд над Ним, Его крестный
путь, распятие, смерть и погребение, а
также Его сошествие в ад — т.е. события,
которые известны с точностью до дней
недели или даже до времени суток, первые
три будних дня С.н. не дают возможности
для точной привязки к конкретным еванг.
событиям, происходившим между входом
в Иерусалим и Тайной вечерей. Тем не
менее в некоторых литург. обрядах каждый
из этих дней связан с воспоминанием
к.-л. эпизода из соответствующих глав
Евангелия.
При всех
отличиях богослужений и паралитург.
обрядов С.н. в различных литург. традициях
общим для большинства из них оказывается
ряд черт, восходящих к ранней иерус.
практике, прежде всего чтение Страстей
Христовых, не только в виде отд. фрагментов,
но и целиком по одному из Евангелий. Др.
чертой, общей для разных литург. традиций,
является обилие в богослужениях и
паралитург. обрядах С.н. процессий как
зримого выражения сопутствия верующих
Христу. В русско-визант. традиции это
вынос плащаницы на вечерне Страстной
пятницы, а также крестный ход с плащаницей
в конце Чина погребения Иисуса Христа
на утрене и венчающий С.н. крестный ход
по завершении пасхальной полунощницы,
по окончании которого начинается
пасхальная утреня. В богослужении рим.
обряда это процессия с ветвями в Вербное
воскресенье и процессия переноса Святых
Даров на отд. алтарь в Вел. Четверг.
Нар.
благочестие в разных странах, особенно
на Западе, породило в Средние века и
Новое время многочисл. паралитург.
практики, связанные со С.н., часть которых
тесно смыкается с богослужением Церкви.
Некоторые из них также содержат процессии.
Наивысшего развития процессии С.н.
достигли в Юж. Испании в период
Контрреформации, откуда вскоре
распространились в др. регионы. В ряде
городов Испании (особенно в Севилье) и
Италии, а также Сев. и Юж. Америки традиции
проведения таких процессий сохраняются
по сей день. Процессии, строго распределенные
по дням церк. календаря, а также времени
и местам проведения, тщательно
подготавливаются церк. братствами (в
Севилье их более 50); большинство братств
имеет многовековую историю и собственные
ревностно соблюдаемые традиции. Важнейшие
элементы этих процессий — пасо (исп.
paso — «шаг»)
— обильно декорированные огромные
платформы, на которых установлены
деревянные фигуры, изображающие сцены
еванг. истории или отд. персонажей.
В
ряде регионов существуют также обычаи
разыгрывать на С.н. мистерии, посвященные
Страстям Христовым. Подобные традиции,
восходящие к Средним векам, известны и
за пределами Европы; напр., они популярны
на Филиппинах, где наряду с мистериальными
представлениями Sinakulo
существует обычай совершать
т. н.
Pabasa
nang Pasyon («Чтение
Страстей»), когда верующие попеременно
читают нараспев Поэму о Страстях Господа
нашего Иисуса Христа, написанную в нач.
XVIII в. свящ. Гаспаром Акино де Беленом,
непрерывное исполнение которой занимает
ок. 24 часов.
В
числе всемирно распространенных и
наиболее прочно вошедших в церк. жизнь
паралитург. обрядов — Крестный путь, а
также во многом подобный ему [Скорбный]
Материнский путь (Via Matris
[dolorosa]), в котором внимание
верующих сосредоточено на причастности
Преев. Девы Марии к Страстям Христовым.
С Богородицей связан и ряд др. практик
нар. благочестия, осуществляемых на
С.н., напр. Planctus Mariae (Плач
Марии), Час Безутешной, в странах Лат.
Америки более известный под названием
El pesame (исп.
«сострадание»), и др.
У некоторых
народов Центр. и Вост. Европы существует
обычай оформления в храме места,
изображающего гробницу, где покоилось
тело Иисуса, куда вечером Страстной
пятницы и в Святую субботу приходят
верующие для почитания Гроба Господня.
В целом
практики нар. благочестия, вошедшие в
обычаи С.н., оказались на Западе значительно
более популярными, чем собственно
богослужения этого периода. Поэтому в
ходе литург. реформы Католическая
Церковь преобразовала богослужение
С.н. так, чтобы оно в большей мере выполняло
свое назначение, а паралитург. обряды
С.н. сделала теми средствами, которые
помогают верующим ценить собственно
литургию.
П. Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 1126-1130
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.
|
|
|
Сегодня Суббота, 21 Декабря In Conceptione Beate Marie Virginis
Календарь
|