Стола - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Стола

Стола (лат. stola) — широкая лента, являющаяся элементом литургического облачения, используемым в зап. литург. обрядах представителями всех степеней священства.

С· — аналог ораря, используемого в вост. литург. традициях. Примечательно, что вплоть до конца раннего Средневековья в римском обряде использовалось лат. слово orarium, которое лишь с IX в. стало вытесняться галликанским термином stola. Это слово, употреблявшееся в Древнем Риме в значении любой одежды, произошло от греч. στολά, στολή — «одеяние», «снаряжение».

Появление этого типа облачения не находит бесспорных объяснений. Возможно, С. восходит к молитвенному покрывалу (талит) иудеев; по др. предположениям, в ее основе — образ полотенца, которое носит слуга. Так или иначе, это один из самых ранних предметов облачения, использовавшийся, по-видимому, уже в доконстантиновскую эпоху.

Епископы и священники надевают С. на шею, так что ее концы свисают спереди; диаконы носят С. как перевязь на левом плече, перевешенной наискось, так что концы ее спускаются спереди и сзади на правую сторону туловища, где скрепляются (как правило, на уровне бедра). Диаконская С. обычно более узкая, чем священническая. С. романского стиля (преобладавшие в Новое время вплоть до сер. XX в.) имеют расширяющиеся концы, в отличие от С. готического типа (преобладают в наст. время), ширина которых неизменна на всем протяжении. С. зачастую украшается крестами, иногда др. христ. символами, декоративными элементами или даже фигуративными изображениями; концы С. могут быть украшены бахромой. Цвет осн. поверхности С. варьируется в зависимости от того, какой литург. цвет предписан для данного времени или празднования. Принимая исповедь, священник, как правило, надевает фиолетовую С.

На богослужениях С. надевают поверх альбы или комжи. В случае необходимости (особенно если нужно срочно принять исповедь) священник может ограничиться С. как единственным облачением, надеваемым поверх сутаны или даже гражданской одежды. Орнат, далматика и др. верхние облачения в случае их использования надеваются поверх С. (исключение составляет амвросианский обряд, где диаконская С. надевается поверх далматики, подобно вост. традиции ношения диаконом ораря поверх стихаря).

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С.1119.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024