К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Стола
Стола
(лат. stola) —
широкая лента, являющаяся элементом
литургического облачения, используемым
в зап. литург. обрядах представителями
всех степеней священства.
С·
— аналог ораря, используемого в вост.
литург. традициях. Примечательно, что
вплоть до конца раннего Средневековья
в римском обряде использовалось лат.
слово orarium,
которое лишь с IX в. стало вытесняться
галликанским термином stola.
Это слово, употреблявшееся
в Древнем Риме в значении любой одежды,
произошло от греч. στολά,
στολή — «одеяние»,
«снаряжение».
Появление
этого типа облачения не находит бесспорных
объяснений. Возможно, С. восходит к
молитвенному покрывалу (талит) иудеев;
по др. предположениям, в ее основе —
образ полотенца, которое носит слуга.
Так или иначе, это один из самых ранних
предметов облачения,
использовавшийся, по-видимому, уже в
доконстантиновскую эпоху.
Епископы и
священники надевают С. на шею, так что
ее концы свисают спереди; диаконы носят
С. как перевязь на левом плече, перевешенной
наискось, так что концы ее спускаются
спереди и сзади на правую сторону
туловища, где скрепляются (как правило,
на уровне бедра). Диаконская С. обычно
более узкая, чем священническая. С.
романского стиля (преобладавшие в Новое
время вплоть до сер. XX в.) имеют расширяющиеся
концы, в отличие от С. готического типа
(преобладают в наст. время), ширина
которых неизменна на всем протяжении.
С. зачастую украшается крестами, иногда
др. христ. символами, декоративными
элементами или даже фигуративными
изображениями; концы С. могут быть
украшены бахромой. Цвет осн. поверхности
С. варьируется в зависимости от того,
какой литург. цвет предписан для данного
времени или празднования. Принимая
исповедь, священник, как правило, надевает
фиолетовую С.
На богослужениях
С. надевают поверх альбы или комжи. В
случае необходимости (особенно если
нужно срочно принять исповедь) священник
может ограничиться С. как единственным
облачением, надеваемым поверх сутаны
или даже гражданской одежды. Орнат,
далматика и др. верхние облачения в
случае их использования надеваются
поверх С. (исключение составляет
амвросианский обряд, где диаконская С.
надевается поверх далматики, подобно
вост. традиции ношения диаконом ораря
поверх стихаря).
П. Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С.1119.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.