Сосуды священные - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Сосуды священные

Сосуды священные (греч. τά ἱερά σκεύη, лат. vasa sacra) — литург. сосуды, предназначенные для пребывания в них евхарист. Тела и Крови Христа.

Самыми ранними и необходимыми предметами литург. утвари у христиан были блюдо для хлеба и чаша для вина, используемые для евхарист. освящения и причащения. Эти С.с. остаются важнейшими и по сей день во всех осн. Церквях и церк. общинах. Материал, форма и отд. детали С.с. менялись в разных литург. традициях и регионах в различные эпохи, однако их общие особенности и изначальная функция оставались неизменными. Блюдо для хлеба в зап. литург. обрядах называется -»патеной, в византийском обряде — дискосом.

Поскольку необходимость бережного хранения Св. Даров и их перенесения для причащения больных, узников и др. категорий верующих, лишенных возможности участвовать в евхарист. собрании, имела место в Церкви с самого начала ее истории, очевидно, что существовали С.с. и для этих целей. Дальнейшая эволюция евхарист. практики привела к разнообразию подобных С.с., варьирующихся в различных традициях в зависимости от функции. В зап. литург. обрядах известны циборий для освящения большого числа гостий, причащения верных Телом Христовым и хранения освященных гостии; пиксида для их хранения и доставки больным (иногда этот термин используется как синоним цибория); ковчежец (theca, bursa) для переноса небольшого количества освященных гостий. Аналогом последнего в визант. обряде является дароносица (αρτοφόριον), представляющая собой небольшой кивот, внутри которого находится ящичек для частиц Тела Христова, напоенных Кровью Христовой, а также миниатюрная чаша и лжица (ложка для причащения). С некоторой долей условности к С.с. можно отнести и дарохранительницу (как в латинском, так и в визант. Обряде).

Сложившаяся на исходе Средних веков на катол. Западе практика поклонения Св. Дарам обусловила появление там специального типа С.с., предназначенного для зримого выставления Тела Христова (выставление Святых Даров), — дароносицы (monstrantia, ostensorium), а также лунулы для закрепления в дароносице освященной гостии и кустодии (custodia, repositorium, capsula) для перенесения гостии из дароносицы в дарохранительницу.

По-видимому, самые первые С.с. христиан были керамическими, однако довольно рано в качестве материала для их изготовления начали использоваться и металлы, и скоро С.с. стали почти исключительно металлическими. Предпочтение отдавалось благородным металлам, а к позднему Средневековью на Западе появилось даже требование, чтобы чаша была золотая либо серебряная, но с позолотой внутри (рубрики Римского миссала, выпущенного после Тридентского собора, допускают использование чаши из бронзы, однако внутри она должна быть непременно позолочена — во избежание коррозии). Требование позолоты относилось и ко всем поверхностям С.с., соприкасающимся с освященными гостиями. Позже вводились некоторые послабления этих требований. Согласно действующим в наст. время в Католической Церкви лат. обряда предписаниям, С.с. «должны быть изготовлены из благородного металла. Если они сделаны из окисляющегося металла или из металла менее благородного, чем золото, то они в основном должны быть покрыты позолотой изнутри» (Общее наставление к Римскому миссалу 2002, п. 328).

Однако С.с. «могут изготавливаться также из других прочных материалов, считающихся благородными по общей оценке в каждом регионе, что подлежит суждению Епископской Конференции, признанному Апостольским Престолом, например, из слоновой кости или из некоторых наиболее твердых сортов дерева, если они подходят для церковного употребления» (там же, п. 329). Чаши и др. сосуды, предназначенные для Крови Господней, должны быть изготовлены из материала, не впитывающего в себя жидкости; при этом ножка чаши может быть изготовлена из др. прочного и достойного материала (ср. там же, п. 330). «Что касается формы священных сосудов, то дело художника — создать их наилучшим образом, в соответствии с обычаями конкретного региона; главное, чтобы каждый из сосудов был пригоден к тому литургическому употреблению, для которого он предназначен, и явно отличался от тех сосудов, которые предназначены для бытового употребления» (там же, п. 332).

Все С.с. должны быть освящены прежде их введения в литург. употребление. Патену и чашу должен освящать епископ-ординарий согласно предписаниям Римского понтификала, однако эта функция может быть поручена также др. епископу или, в случае необходимости, даже священнику. Для освящения др. С.с. используются специальные последования из Римского требника.

С.с. утрачивают статус освященных в случае появления в них некоторых дефектов, делающих их литург. использование невозможным. По обычаю подобные С.с. продолжают употреблять для к.-л. др. церк. Целей.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 996-998.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2017