К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Сослужение
Сослужение
(греч. συλλειτουργία, лат.
concelebratio) —
совершение богослужения одновременно
неск. священниками.
Термин
«С.» примечателен тем, что как в западной,
так и в вост. христ. традиции он с древности
использовался не только в указанном
значении, но и применительно к небесной
литургии в контексте ее мистической
причастности литургии земной. Так, в
ряде префаций римской мессы (что находит
соответствия в ранних сакраментариях)
обнаруживаются слова, обращенные к Богу
Отцу: «Ради Твоего величия Тебя хвалят
ангелы... и блаженные серафимы в общем
ликовании сослужат (concelebrant)».
Аналогичным образом в
визант. Божественной литургии во время
малого входа священник молится о том,
чтобы входящим в алтарь клирикам
сопутствовал вход святых ангелов
«сослужащих (συλλειτουργούντων)
нам и сославословящих
(συνδοξολογούντων) Твою
благость».
Наряду
с указанными глаголами в литург. традициях
закрепились термины, обозначающие
участника С. — «сослужителя» (греч.
συλλειτουργός, лат.
concelebrans). В
отличие от Запада, где о С. принято
говорить только применительно к епископам
или священникам, на визант. Востоке
глагол «сослужить» издавна используется
также по отношению к участвующим в
священнодействии диаконам; в
чинопоследованиях Божественной литургии
предстоятель обращается к диакону «брат
и сослужитель (συλλειτου
ργέ)».
Из мн. текстов
первых веков церк. истории явствует,
что С. было обычной для древней Церкви
литург. практикой. Сохранившиеся
письменные свидетельства, среди которых
наиболее раннее обнаруживается в
Апостольском предании, приписываемом
Ипполиту Римскому (нач. III в.), говорят о
том, что священнодействия, возглавляемые
епископом, совершались при участии
большого числа клириков; осн. тексты
произносились епископом, др. клирики
выполняли некоторые литург. функции, а
при евхарист. богослужении все его
участники причащались. Римский канон,
как и мн. др. древние тексты чинопоследований
Божественной литургии, принадлежащих
к иным традициям, упоминают
священнодействующих во множественном
числе.
На
Западе практика С. почти полностью
исчезла в нач. II
тыс. К этому времени в Зап. Европе
повсеместно утвердилось неписаное
требование ежедневного совершения
мессы каждым священником: если на
нем лежала обязанность пастырского
служения в приходе или монаш. общине,
он служил мессу для народа; в противном
же случае он совершал собственную
«частную» мессу без участия народа (это
могла быть также «частная» месса по
заказу к.-л. из верующих). Подобное
требование исключало возможность
участия священника в мессе для общины
в качестве сослужащего. Именно этим
объясняется появление в больших храмах
неск. приделов с собственными алтарями:
это давало возможность большому числу
священников, приписанных к данному
храму, совершать каждому свою тихую
мессу. Исключение составляли торжественные
епископские мессы с участием диакона
и субдиакона, функции которых часто
выполняли священники; однако на такой
торжественной мессе они не причащались,
поскольку каждый из них причащался в
тот же день на собственной «частной»
мессе. Евхарист. С. существовало в общинах
францисканцев, поскольку в них не
допускалось более одной мессы в день.
С определенными ограничениями С.
сохранялось при совершении папских
месс, а также епископских богослужений
в ряде европ. городов, в т.ч. в Лионе
(лионский обряд), и в некоторые праздники.
Кроме того, новорукоположенные священники
на мессе своего рукоположения сослужили
епископу и причащались (под одним видом).
Импульс
к восстановлению практики С. в латинском
обряде был дан II Ватиканским собором,
который, констатировав, что в С.
«проявляется единство священнослужения»,
допустил его в ряде оговоренных случаев
(см. SC 57).
После окончания II Ватиканского собора
возможности С. стали постепенно
расширяться, а рубрики богослужебных
книг — снабжаться соответствующими
уточнениями. В 1965 было подготовлено
типическое издание чина мессы, совершаемой
в С. Вслед за наставлением Свящ. Конгрегации
обрядов Eucharisticum mysterium
(25.05.1967), имевшим переходный
характер, Declaratio de
concelebratione (Декларация о
сослужении), выпущенная той же конгр.
7.08.1972, дала окончательное разрешение
на совершение в С. любой мессы.
Рубрики
Римского миссала содержат подробные
указания, касающиеся С. мессы и
распределения функций между сослужащими
священниками. Особенно подробно
оговаривается их участие в евхаристической
молитве, наиболее важные части которой
(включая тайноустановительные слова)
произносятся вслух одновременно всеми
сослужащими священниками, а др. части
— поочередно предстоятелем и сослужащими
священниками.
Наряду с
Евхаристией, практика С. в Католической
Церкви лат. обряда шире стала использоваться
в совершении др. таинств и сакраменталий,
а также Литургии часов.
Во мн. литург.
традициях христ. Востока, в т.ч. в
византийской, практика С. сохранилась
с древних времен до наст, времени, хотя
и претерпела некоторые изменения. Так,
обычным для правосл. богослужения стало
распределение произносимых во всеуслышание
возгласов между разными священниками
и параллельное чтение каждым из них
тайных молитв. Однако в некоторых местах
наблюдается тенденция к восстановлению
изначальной практики произнесения всех
осн. текстов только предстоятелем.
П. Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С.994-996.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.