Сослужение - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Сослужение

Сослужение (греч. συλλειτουργία, лат. concelebratio) — совершение богослужения одновременно неск. священниками.

Термин «С.» примечателен тем, что как в западной, так и в вост. христ. традиции он с древности использовался не только в указанном значении, но и применительно к небесной литургии в контексте ее мистической причастности литургии земной. Так, в ряде префаций римской мессы (что находит соответствия в ранних сакраментариях) обнаруживаются слова, обращенные к Богу Отцу: «Ради Твоего величия Тебя хвалят ангелы... и блаженные серафимы в общем ликовании сослужат (concelebrant)». Аналогичным образом в визант. Божественной литургии во время малого входа священник молится о том, чтобы входящим в алтарь клирикам сопутствовал вход святых ангелов «сослужащих (συλλειτουργούντων) нам и сославословящих (συνδοξολογούντων) Твою благость».

Наряду с указанными глаголами в литург. традициях закрепились термины, обозначающие участника С. — «сослужителя» (греч. συλλειτουργός, лат. concelebrans). В отличие от Запада, где о С. принято говорить только применительно к епископам или священникам, на визант. Востоке глагол «сослужить» издавна используется также по отношению к участвующим в священнодействии диаконам; в чинопоследованиях Божественной литургии предстоятель обращается к диакону «брат и сослужитель (συλλειτου ργέ)».

Из мн. текстов первых веков церк. истории явствует, что С. было обычной для древней Церкви литург. практикой. Сохранившиеся письменные свидетельства, среди которых наиболее раннее обнаруживается в Апостольском предании, приписываемом Ипполиту Римскому (нач. III в.), говорят о том, что священнодействия, возглавляемые епископом, совершались при участии большого числа клириков; осн. тексты произносились епископом, др. клирики выполняли некоторые литург. функции, а при евхарист. богослужении все его участники причащались. Римский канон, как и мн. др. древние тексты чинопоследований Божественной литургии, принадлежащих к иным традициям, упоминают священнодействующих во множественном числе.

На Западе практика С. почти полностью исчезла в нач. II тыс. К этому времени в Зап. Европе повсеместно утвердилось неписаное требование ежедневного совершения мессы каждым священником: если на нем лежала обязанность пастырского служения в приходе или монаш. общине, он служил мессу для народа; в противном же случае он совершал собственную «частную» мессу без участия народа (это могла быть также «частная» месса по заказу к.-л. из верующих). Подобное требование исключало возможность участия священника в мессе для общины в качестве сослужащего. Именно этим объясняется появление в больших храмах неск. приделов с собственными алтарями: это давало возможность большому числу священников, приписанных к данному храму, совершать каждому свою тихую мессу. Исключение составляли торжественные епископские мессы с участием диакона и субдиакона, функции которых часто выполняли священники; однако на такой торжественной мессе они не причащались, поскольку каждый из них причащался в тот же день на собственной «частной» мессе. Евхарист. С. существовало в общинах францисканцев, поскольку в них не допускалось более одной мессы в день. С определенными ограничениями С. сохранялось при совершении папских месс, а также епископских богослужений в ряде европ. городов, в т.ч. в Лионе (лионский обряд), и в некоторые праздники. Кроме того, новорукоположенные священники на мессе своего рукоположения сослужили епископу и причащались (под одним видом).

Импульс к восстановлению практики С. в латинском обряде был дан II Ватиканским собором, который, констатировав, что в С. «проявляется единство священнослужения», допустил его в ряде оговоренных случаев (см. SC 57). После окончания II Ватиканского собора возможности С. стали постепенно расширяться, а рубрики богослужебных книг — снабжаться соответствующими уточнениями. В 1965 было подготовлено типическое издание чина мессы, совершаемой в С. Вслед за наставлением Свящ. Конгрегации обрядов Eucharisticum mysterium (25.05.1967), имевшим переходный характер, Declaratio de concelebratione (Декларация о сослужении), выпущенная той же конгр. 7.08.1972, дала окончательное разрешение на совершение в С. любой мессы.

Рубрики Римского миссала содержат подробные указания, касающиеся С. мессы и распределения функций между сослужащими священниками. Особенно подробно оговаривается их участие в евхаристической молитве, наиболее важные части которой (включая тайноустановительные слова) произносятся вслух одновременно всеми сослужащими священниками, а др. части — поочередно предстоятелем и сослужащими священниками.

Наряду с Евхаристией, практика С. в Католической Церкви лат. обряда шире стала использоваться в совершении др. таинств и сакраменталий, а также Литургии часов.

Во мн. литург. традициях христ. Востока, в т.ч. в византийской, практика С. сохранилась с древних времен до наст, времени, хотя и претерпела некоторые изменения. Так, обычным для правосл. богослужения стало распределение произносимых во всеуслышание возгласов между разными священниками и параллельное чтение каждым из них тайных молитв. Однако в некоторых местах наблюдается тенденция к восстановлению изначальной практики произнесения всех осн. текстов только предстоятелем.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С.994-996.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024