Сослужение - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Сослужение

Сослужение (греч. συλλειτουργία, лат. concelebratio) — совершение богослужения одновременно неск. священниками.

Термин «С.» примечателен тем, что как в западной, так и в вост. христ. традиции он с древности использовался не только в указанном значении, но и применительно к небесной литургии в контексте ее мистической причастности литургии земной. Так, в ряде префаций римской мессы (что находит соответствия в ранних сакраментариях) обнаруживаются слова, обращенные к Богу Отцу: «Ради Твоего величия Тебя хвалят ангелы... и блаженные серафимы в общем ликовании сослужат (concelebrant)». Аналогичным образом в визант. Божественной литургии во время малого входа священник молится о том, чтобы входящим в алтарь клирикам сопутствовал вход святых ангелов «сослужащих (συλλειτουργούντων) нам и сославословящих (συνδοξολογούντων) Твою благость».

Наряду с указанными глаголами в литург. традициях закрепились термины, обозначающие участника С. — «сослужителя» (греч. συλλειτουργός, лат. concelebrans). В отличие от Запада, где о С. принято говорить только применительно к епископам или священникам, на визант. Востоке глагол «сослужить» издавна используется также по отношению к участвующим в священнодействии диаконам; в чинопоследованиях Божественной литургии предстоятель обращается к диакону «брат и сослужитель (συλλειτου ργέ)».

Из мн. текстов первых веков церк. истории явствует, что С. было обычной для древней Церкви литург. практикой. Сохранившиеся письменные свидетельства, среди которых наиболее раннее обнаруживается в Апостольском предании, приписываемом Ипполиту Римскому (нач. III в.), говорят о том, что священнодействия, возглавляемые епископом, совершались при участии большого числа клириков; осн. тексты произносились епископом, др. клирики выполняли некоторые литург. функции, а при евхарист. богослужении все его участники причащались. Римский канон, как и мн. др. древние тексты чинопоследований Божественной литургии, принадлежащих к иным традициям, упоминают священнодействующих во множественном числе.

На Западе практика С. почти полностью исчезла в нач. II тыс. К этому времени в Зап. Европе повсеместно утвердилось неписаное требование ежедневного совершения мессы каждым священником: если на нем лежала обязанность пастырского служения в приходе или монаш. общине, он служил мессу для народа; в противном же случае он совершал собственную «частную» мессу без участия народа (это могла быть также «частная» месса по заказу к.-л. из верующих). Подобное требование исключало возможность участия священника в мессе для общины в качестве сослужащего. Именно этим объясняется появление в больших храмах неск. приделов с собственными алтарями: это давало возможность большому числу священников, приписанных к данному храму, совершать каждому свою тихую мессу. Исключение составляли торжественные епископские мессы с участием диакона и субдиакона, функции которых часто выполняли священники; однако на такой торжественной мессе они не причащались, поскольку каждый из них причащался в тот же день на собственной «частной» мессе. Евхарист. С. существовало в общинах францисканцев, поскольку в них не допускалось более одной мессы в день. С определенными ограничениями С. сохранялось при совершении папских месс, а также епископских богослужений в ряде европ. городов, в т.ч. в Лионе (лионский обряд), и в некоторые праздники. Кроме того, новорукоположенные священники на мессе своего рукоположения сослужили епископу и причащались (под одним видом).

Импульс к восстановлению практики С. в латинском обряде был дан II Ватиканским собором, который, констатировав, что в С. «проявляется единство священнослужения», допустил его в ряде оговоренных случаев (см. SC 57). После окончания II Ватиканского собора возможности С. стали постепенно расширяться, а рубрики богослужебных книг — снабжаться соответствующими уточнениями. В 1965 было подготовлено типическое издание чина мессы, совершаемой в С. Вслед за наставлением Свящ. Конгрегации обрядов Eucharisticum mysterium (25.05.1967), имевшим переходный характер, Declaratio de concelebratione (Декларация о сослужении), выпущенная той же конгр. 7.08.1972, дала окончательное разрешение на совершение в С. любой мессы.

Рубрики Римского миссала содержат подробные указания, касающиеся С. мессы и распределения функций между сослужащими священниками. Особенно подробно оговаривается их участие в евхаристической молитве, наиболее важные части которой (включая тайноустановительные слова) произносятся вслух одновременно всеми сослужащими священниками, а др. части — поочередно предстоятелем и сослужащими священниками.

Наряду с Евхаристией, практика С. в Католической Церкви лат. обряда шире стала использоваться в совершении др. таинств и сакраменталий, а также Литургии часов.

Во мн. литург. традициях христ. Востока, в т.ч. в византийской, практика С. сохранилась с древних времен до наст, времени, хотя и претерпела некоторые изменения. Так, обычным для правосл. богослужения стало распределение произносимых во всеуслышание возгласов между разными священниками и параллельное чтение каждым из них тайных молитв. Однако в некоторых местах наблюдается тенденция к восстановлению изначальной практики произнесения всех осн. текстов только предстоятелем.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С.994-996.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Воскресенье, 19 Ноября
    Dominica ante jejunium Kalendar. Novemb.

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 199
    Сессий: 8
    Сейчас на сайте: 1





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2017