К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Солемское аббатство
Солемское аббатство Св. Петра (Abbaye Saint-Pierre de Solesmes) — аббатство Ордена бенедиктинцев на северо-западе Франции; центр возрождения традиции григорианского пения (григорианский хорал) с 1833.
Датой основания С.а. считается 12.10.1010. Во время Столетней войны монастырь был разрушен, с 1425 началось его восстановление. В нач. XV в. церковь монастыря перестроили, в XVI в. в ней установили скульптурные группы Положение во гроб и Скорби Богоматери, известные как Les Saints de Solesmes (Солемские святые).
В 1664 аббатство вошло в состав бенедикт. Контр. св. Мавра. В 1722 оно было практически полностью перестроено, за исключением церкви. В 1791 аббатство было упразднено, а его здания перешли к частным владельцам. В 1831 монастырские постройки предназначили к продаже, а затем под снос из-за отсутствия покупателя. Свящ. Проспер-Луи-Паскаль Геранже, мечтавший восстановить Солем как монаш. обитель, собрал необходимые средства и выкупил все здания. Вместе с тремя священниками Геранже начал жить в аббатстве с 11.07.1833, В 1836 священники получили разрешение епископа г. Ле-Ман на ведение монаш. жизни по уставу св. Бенедикта. В 1837 Геранже отправился в Рим, и неск. месяцев спустя Папа Григорий XVI одобрил создание Солемской конгрегации, назначив Геранже ее главой. Монахи С.а. восстановили аббатства Лигюже (1853), Гланфёй (1892) и Фонтенель (1893) во Франции и Силос (1880) в Испании. В наст. время аббатства Солемской конгр. существуют также в США, Великобритании, Нидерландах, Люксембурге, Литве и Сенегале; насчитывается 23 мужских монастыря Солемской конгр. и 8 женских. Самым многочисленным (ок. 100 монахов) является аббатство Фонтгомбо (Франция), восстановленное в 1948; в нем, как и еще в четырех аббатствах Солемской конгр., богослужения совершаются согласно экстраординарной форме римского обряда (по литург. книгам 1962).
Из-за активной деятельности С.а. франц. пр-во закрыло его 29.03.1880; в 1880, 1882 и 1883 монахов изгоняли из монастыря, но, найдя пристанище поблизости, они всякий раз возвращались в С.а. Несмотря на тяжелые условия, между 1890 и 1900 в С.а. удалось выстроить дополнительный комплекс зданий. 1.06.1901 франц. пр-во опубликовало закон Об объединениях, направленный против всех монаш. объединений, образовавшихся при Третьей республике. 20.09.1901 монахи покинули С.а., найдя убежище в Великобритании на о-ве Уайт (в проливе Ла-Манш), где основали монастырь, существующий до наст, времени. Возвращение монахов в С.а. стало возможным в 1922.
С начала своей деятельности в качестве аббата Геранже занимался восстановлением традиции григорианского пения. Издания, распространенные в XVII в., предлагали не лучшие варианты большинства песнопений, к тому же с искаженной нотацией. Вопреки практике мензуральной трактовки ритма, когда мелодии произвольно разделены на такты, Геранже отстаивал идею ритмической гибкости григорианских хоралов. При восстановлении песнопений монахи С.а. руководствовались двумя осн. правилами, сформулированными Геранже: 1) если манускрипты большинства церквей дают хорошую сходимость в прочтении к.-л. мелодии, можно считать такое прочтение соответствующим первоначальному; 2) больше доверия следует оказывать мелодии, записанной в невменной (невмы) безлинейной нотации, т.к. именно такая нотация представляет мелодии в первоначальном виде.
Первым сборником С.а. стал Directorium chori, изданный в 1864. Труды, начатые Геранже, продолжили его последователи священники-бенедиктинцы Поль Жосьон и Жозеф Потье, издавший соч. Les mélodies grégoriennes (1881), в котором давался ключ к прочтению невм, а также были подняты вопросы ритма и лат. ударения.
Одобрение работе монахов С.а. выразил Папа Лев ХШ; его преемник Папа Пий Х поручил монахам Солемской конгр. подготовку т.н. Ватиканского издания григорианского хорала. Были изданы Kyriale (1905), Graduate (1908) — осн. сборник, содержащий песнопения всех месс литург. года, Offtcium pro defunctis (1909), Antiphonale (1912). Позже вышли Cantus passionis (1916), In triduo sacro majoris hebdomadae (1922). В 1934 для бенедикт. конфедерации был издан Antiphonale monasticum. В 1948 монахи С.а. опубликовали критич. издание Римского градуала.
Исследовательская деятельность монахов С,а. всегда была тесно связана с практикой; для распространения певческой традиции монахи С.а. начиная с 1930 осуществляли грамзаписи. В 1950-х начался подъем григорианской семиологии. Исследования, основывающиеся на сравнительном и статистическом методе, достигли прогресса в изучении ранних типов нотации, звуковысотного и ритмического значения невм.
После литургической реформы II Ватиканского собора монахи С.а. занялись изданием сборников, предназначенных для обновленного литург. пения. Новое издание Римского градуала вышло в 1974. Было решено сохранить в нем все прежние григорианские песнопения, за исключением составленных в более позднее время по древним образцам (т.н. thesaurus authenticus), и восстановить те хоралы, которые вышли из употребления в XX в. Песнопения упраздненных в новом обряде периодов литург. года были перенесены на др. дни, а также, где возможно, был применен принцип 2-годичного будничного и 3-годичного воскресного циклов, чтобы песнопения лучше согласовывались с чтениями из Св. Писания.
И. Оболонская
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 967-969.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.