Сол\ь - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Соль

Соль (евр. melah, греч. άλς, лат. sal)— хлорид натрия (NaCl), вещество, играющее важную роль в метаболизме человеч. организма; многозначный символ, в т.ч. Христианский.

С. в литургии. В зап. христ. литург. традициях известно использование С. в некоторых обрядах.

В рим. традиции чин крещения включал в себя обряд преподания С. (porrectio salis), когда при крещальных экзорцизмах священник клал на язык крещаемого крупицу С., символизирующую «соль мудрости». Этот обряд коренится в древнем обычае давать С. катехуменам в различные моменты их оглашения, засвидетельствованном рядом ранних христ. письменных памятников Сев. Африки (напр., у Августина, Исповедь I, II ) и восходящем, по-видимому, к языческому рим. обряду, который совершался над младенцами на 8-й день жизни: крупицы С. влагались им в уста с целью изгнания злых духов. В ходе реформирования чина крещения в латинском обряде во 2-й пол. XX в. обряд преподания С. был упразднен как не имеющий существенного значения. Тем не менее рим. литургия сохранила (хотя и факультативно) традиционное употребление С. при освящении воды для крещения и некоторых др. обрядов (напр., окропления в начале мессы). В таких случаях С. предварительно освящается особой молитвой, которая содержит упоминание того, как пророк Елисей бросил С. в источник, чтобы сделать воду в нем здоровой (4 Цар 2, 19-22); затем эта С. всыпается в освященную воду. В рим. традиции существовал также обычай освящения епископом т.н. воды св. Григория (для освящения алтарей), в которую помимо С. добавлялись пепел и вино (текст молитвы восходит к Сакраментарию Григория Великого). Однако в ранней литург. практике Рима использование С. при освящении воды не засвидетельствовано; возможно, оно имеет вост. происхождение (косвенные свидетельства позволяют предполагать, что в древности похожие действия совершались в армянском, коптском и эфиопском обрядах).

Помимо этого, в приложении к дореформенному Римскому требнику есть 2 молитвы освящения С.: для животных (ввиду распространенных у мн. народов обычаев скармливать С. домашним животным с целью избавления и ограждения их от недугов и злых сил); вместе с водой и хлебом — в честь св. Губерта (по нар. обычаю такая С. применялась, в частности, для ограждения от укуса собаки).

Обычай освящения воды и С. в торжество Богоявления по сей день популярен в ряде регионов, напр, в Австрии, где в пастырской практике он толкуется с учетом разных аспектов библ. символизма С. В некоторых странах Центр, и Вост. Европы освящение С. — один из элементов благословения пасхальной пищи. Существует также обычай использования священниками неосвященной С. для отирания пальцев после совершения помазаний.

В армян. традиции освященная священником С. используется в обряде заклания животного, мясо которого раздается в качестве милостыни, именуемом матах. С. в данном случае рассматривается как символ чистоты и призвана ритуально очистить животное. В той же традиции при освящении дома в нем освящают хлеб, воду и С.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 988-990

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Воскресенье, 19 Ноября
    Dominica ante jejunium Kalendar. Novemb.

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 201
    Сессий: 8
    Сейчас на сайте: 1





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2017