Сол\ь - Католическая энциклопедия - Bibliotheca |
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия" Соль
Соль
(евр. melah,
греч.
άλς,
лат.
sal)—
хлорид натрия (NaCl),
вещество,
играющее важную роль в метаболизме
человеч. организма; многозначный символ,
в т.ч. Христианский.
С.
в литургии. В зап.
христ. литург. традициях известно
использование С. в некоторых обрядах.
В
рим. традиции чин крещения включал в
себя обряд преподания
С. (porrectio salis), когда
при крещальных экзорцизмах священник
клал на язык крещаемого крупицу С.,
символизирующую «соль мудрости». Этот
обряд коренится в древнем обычае давать
С. катехуменам в различные моменты их
оглашения, засвидетельствованном рядом
ранних христ. письменных памятников
Сев. Африки (напр., у Августина, Исповедь
I, II ) и восходящем, по-видимому, к языческому
рим. обряду, который совершался над
младенцами на 8-й день жизни: крупицы С.
влагались им в уста с целью изгнания
злых духов. В ходе реформирования чина
крещения в латинском обряде во 2-й пол.
XX в. обряд преподания С. был упразднен
как не имеющий существенного значения.
Тем не менее рим. литургия сохранила
(хотя и факультативно)
традиционное употребление С. при
освящении воды для крещения и некоторых
др. обрядов (напр., окропления в начале
мессы). В таких случаях С. предварительно
освящается особой молитвой, которая
содержит упоминание того, как пророк
Елисей бросил С. в источник, чтобы сделать
воду в нем здоровой (4 Цар 2, 19-22); затем
эта С. всыпается в освященную воду. В
рим. традиции существовал также обычай
освящения епископом т.н. воды св.
Григория (для
освящения алтарей), в которую помимо С.
добавлялись пепел и вино (текст молитвы
восходит к Сакраментарию Григория
Великого). Однако
в ранней литург. практике Рима использование
С. при освящении воды не засвидетельствовано;
возможно, оно имеет вост. происхождение
(косвенные свидетельства позволяют
предполагать, что в древности похожие
действия совершались в армянском,
коптском и эфиопском обрядах).
Помимо
этого, в приложении к дореформенному
Римскому требнику
есть 2 молитвы освящения С.: для животных
(ввиду распространенных у мн. народов
обычаев скармливать С. домашним животным
с целью избавления и ограждения их от
недугов и злых сил); вместе с водой и
хлебом — в честь св. Губерта (по нар.
обычаю такая С. применялась, в частности,
для ограждения от укуса собаки).
Обычай
освящения воды и С. в торжество Богоявления
по сей день популярен в ряде регионов,
напр, в Австрии, где в пастырской практике
он толкуется с учетом разных аспектов
библ. символизма С. В некоторых странах
Центр, и Вост. Европы освящение С. — один
из элементов благословения пасхальной
пищи. Существует также обычай использования
священниками неосвященной С. для отирания
пальцев после совершения помазаний.
В
армян. традиции освященная священником
С. используется в обряде заклания
животного, мясо которого раздается в
качестве милостыни, именуемом матах.
С. в данном случае рассматривается как
символ чистоты и призвана ритуально
очистить животное. В той же традиции
при освящении дома в нем освящают хлеб,
воду и С.
П.
Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 988-990
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.
|
|
|
Сегодня Четверг, 26 Декабря Ближайшее празднование:
Dominica V. Adventus Domini
29 Декабря (осталось 3 дня)
Календарь
|