Сочел\ьник - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Сочельник

Сочельник — рус. название навечерия Рождества Христова (рождественский с.), а также, в традиции визант. обряда, навечерия Богоявления Господня (богоявленский, или крещенский с.).

Рождественский С. (лат. Vigilia Nativitatis Domini) как в зап., так и в вост. традициях — день, который имеет двоякий характер: в С. завершается (а потому приобретает особую интенсивность) период приготовления к празднику Рождества Христова (Адвент на Западе, Рождественский пост на правосл. Востоке); с др. стороны, в этот день уже начинается собственно празднование Рождества. Т.о., С. выполняет функцию перехода: как на богослужебном уровне в разных литург. традициях, так и на бытовом в обычаях различных христ. народов этот переход осуществляется по-разному; не всегда точно определима грань между подготовкой к празднику и самим празднованием.

В латинском обряде 24 декабря до наступления вечера представляет собой последний день Адвента. В Римском мартирологе на этот день приходится память прародителей — Адама и Евы, однако она не включена в Общий календарь и не приобрела к.-л. особого литург. оформления. Наступление вечера (традиционно — с появлением первой звезды) считается началом празднования Рождества Христова: на это время предписывается совершение 1-й вечерни Рождества, однако ее служение в приходах не имеет широкого распространения (в последние десятилетия введена также месса навечерия Рождества, которая может быть отслужена либо перед 1-й вечерней, либо после нее). В большинстве приходов литург. празднование Рождества Христова открывается мессой в полночь, которая традиционно начинается в 12 ч ночи, однако в последнее время во мн. местах для удобства верующих совершается в более ранние часы (но не раньше наступления вечера).

В визант. обряде, ввиду имевшего место в древности обычая совершать таинство крещения помимо навечерия Пасхи также в навечерие Богоявления (первоначально единого празднования с Рождеством Христовым), богослужение навечерий Рождества, Богоявления и предваряющих их дней во многом следует схеме богослужений, предваряющих Пасху. Божественная литургия рождественского и богоявленского С. (как правило, Литургия Василия Великого) соединена с вечерней, которая, как и в Святую субботу, содержит продолжительную череду паремий (в.-з. чтений), первоначально, по-видимому, заполнявших собою то время службы, когда в баптистерии за пределами храма совершалось крещение, после чего неофиты присоединялись к собранию верных при пении слов «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Рим 6, 3). Рудиментом совершавшегося в прошлом таинства крещения является также обряд водоосвящения в богоявленский С. — в наст, время этот обряд, как правило, совершается следом за литургией. Подобно тому как вечерня навечерия Пасхи, соединенная с литургией, с течением веков постепенно переместилась с вечера на утро субботы, переместились на утро и службы, открывавшие собой праздники Рождества и Богоявления. Хотя именно на них впервые звучит тропарь каждого из праздников, эти богослужения в течение ряда веков уже не воспринимаются как начало соответствующих праздников: оно в сознании верующих связывается с Великим повечерием, которое служится в С. вечером (а в случае Рождества Христова — местами и глубокой ночью) и к которому в рус. традиции присоединяется утреня (в Рождество Христово, при совершении этих служб ночью, непосредственно следом за ними может быть отслужена и литургия праздника).

Традиционно в большинстве регионов христ. мира рождественский С. являлся днем особо строгого поста. Вместе с тем, поскольку с вечера С. уже начинается празднование Рождества, у некоторых народов Запада с наступлением вечера пост прекращается. Однако у др. зап. народов вечером в С. имеет место феномен «гибрида» поста и празднования: традиционный рождественский ужин, отличаясь праздничной атмосферой и обилием изысканных блюд, формально соответствует требованиям соблюдения поста, не содержа ничего мясного (местами также категорически исключаются алкогольные напитки; у некоторых народов этот ужин не содержит горячих блюд). Подобная традиция свойственна католикам в большинстве регионов Центр. и Вост. Европы, и, хотя в последние десятилетия канонически уже не предписывается в обязательном порядке пост в рождественский С. (даже в Польше, где это правило сохранялось очень долго, оно отменено в 2003), мн. верующие этого ареала склонны придерживаться старого обычая, соблюдая строгий пост вплоть до наступления вечера.

Особенностями традиционного ужина в С. являются не только гастрономические изыски, варьирующиеся в зависимости от региона (напр., в Польше, Литве и Украине — это 12 постных блюд, в Провансе — 13 десертов и т.п.), но и множество разнообразных нар. обычаев, зачастую включающих в себя те или иные практики благочестия. Именно в это время у некоторых народов принято торжественно открывать рождественское дерево (ель), а также обмениваться подарками, существуют обычаи открывать рождественские вертепы, петь колядки и разыгрывать действа о Рождестве Христовом. В некоторых местностях Центр, и Вост. Европы ужин в С. имеет частичное сходство с иуд. пасхальным седером: младший член семьи спрашивает, чем эта ночь отличается от всех др. ночей, а старший рассказывает (либо читает из Евангелия) историю Рождества. У отд. народов существует и др. благочестивые обычаи, напр, преломление рождественских облаток у ряда восточноевроп. народов, и т.п. Выпущенное в 2002 Конгр. богослужения Руководство по народному благочестию и литургии (ст. 109) обращает особое внимание на положительное значение благочестивых практик С., подчеркивая дух. пользу, которую могут приносить вертепные действа и домашние вертепы, семейная молитва и чтение Слова Божия, установление рождественского дерева, символизирующего древо жизни в Эдеме и древо Креста, а также трапеза в благодарении Господу, упрочивающая семейные узы.

На правосл. Востоке весь С. (как рождественский, так и богоявленский) предписывается строго поститься: наиболее строгий устав требует полного отказа от приема пищи вплоть до наступления вечера, а разговение возможно уже после Вел. повечерия, но и оно носит сугубо постный характер (полное разговение возможно лишь после литургии самого дня праздника). Тем не менее в зап. регионах в обычай православных и греко-католиков вошла традиция праздничного ужина с рыбными блюдами вечером рождественского С.

Распространенное мнение, что рус. слово «С.» происходит от слова «сочиво» (постное блюдо, которое готовится из зерен пшеницы с добавлением меда и действительно употребляется у мн. народов Вост. Европы в С.), ошибочно: этимологически «С.» восходит к слову «сочень», означающему лепешку на конопляном масле, которая на Руси была обычной принадлежностью постного рациона.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С.1022-1024.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Среда, 24 Апреля
    Feria IV. Dominice V. Quadr.

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 1394
    Сессий: 1
    Сейчас на сайте: 8





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024