Сочел\ьник - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Сочельник

Сочельник — рус. название навечерия Рождества Христова (рождественский с.), а также, в традиции визант. обряда, навечерия Богоявления Господня (богоявленский, или крещенский с.).

Рождественский С. (лат. Vigilia Nativitatis Domini) как в зап., так и в вост. традициях — день, который имеет двоякий характер: в С. завершается (а потому приобретает особую интенсивность) период приготовления к празднику Рождества Христова (Адвент на Западе, Рождественский пост на правосл. Востоке); с др. стороны, в этот день уже начинается собственно празднование Рождества. Т.о., С. выполняет функцию перехода: как на богослужебном уровне в разных литург. традициях, так и на бытовом в обычаях различных христ. народов этот переход осуществляется по-разному; не всегда точно определима грань между подготовкой к празднику и самим празднованием.

В латинском обряде 24 декабря до наступления вечера представляет собой последний день Адвента. В Римском мартирологе на этот день приходится память прародителей — Адама и Евы, однако она не включена в Общий календарь и не приобрела к.-л. особого литург. оформления. Наступление вечера (традиционно — с появлением первой звезды) считается началом празднования Рождества Христова: на это время предписывается совершение 1-й вечерни Рождества, однако ее служение в приходах не имеет широкого распространения (в последние десятилетия введена также месса навечерия Рождества, которая может быть отслужена либо перед 1-й вечерней, либо после нее). В большинстве приходов литург. празднование Рождества Христова открывается мессой в полночь, которая традиционно начинается в 12 ч ночи, однако в последнее время во мн. местах для удобства верующих совершается в более ранние часы (но не раньше наступления вечера).

В визант. обряде, ввиду имевшего место в древности обычая совершать таинство крещения помимо навечерия Пасхи также в навечерие Богоявления (первоначально единого празднования с Рождеством Христовым), богослужение навечерий Рождества, Богоявления и предваряющих их дней во многом следует схеме богослужений, предваряющих Пасху. Божественная литургия рождественского и богоявленского С. (как правило, Литургия Василия Великого) соединена с вечерней, которая, как и в Святую субботу, содержит продолжительную череду паремий (в.-з. чтений), первоначально, по-видимому, заполнявших собою то время службы, когда в баптистерии за пределами храма совершалось крещение, после чего неофиты присоединялись к собранию верных при пении слов «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Рим 6, 3). Рудиментом совершавшегося в прошлом таинства крещения является также обряд водоосвящения в богоявленский С. — в наст, время этот обряд, как правило, совершается следом за литургией. Подобно тому как вечерня навечерия Пасхи, соединенная с литургией, с течением веков постепенно переместилась с вечера на утро субботы, переместились на утро и службы, открывавшие собой праздники Рождества и Богоявления. Хотя именно на них впервые звучит тропарь каждого из праздников, эти богослужения в течение ряда веков уже не воспринимаются как начало соответствующих праздников: оно в сознании верующих связывается с Великим повечерием, которое служится в С. вечером (а в случае Рождества Христова — местами и глубокой ночью) и к которому в рус. традиции присоединяется утреня (в Рождество Христово, при совершении этих служб ночью, непосредственно следом за ними может быть отслужена и литургия праздника).

Традиционно в большинстве регионов христ. мира рождественский С. являлся днем особо строгого поста. Вместе с тем, поскольку с вечера С. уже начинается празднование Рождества, у некоторых народов Запада с наступлением вечера пост прекращается. Однако у др. зап. народов вечером в С. имеет место феномен «гибрида» поста и празднования: традиционный рождественский ужин, отличаясь праздничной атмосферой и обилием изысканных блюд, формально соответствует требованиям соблюдения поста, не содержа ничего мясного (местами также категорически исключаются алкогольные напитки; у некоторых народов этот ужин не содержит горячих блюд). Подобная традиция свойственна католикам в большинстве регионов Центр. и Вост. Европы, и, хотя в последние десятилетия канонически уже не предписывается в обязательном порядке пост в рождественский С. (даже в Польше, где это правило сохранялось очень долго, оно отменено в 2003), мн. верующие этого ареала склонны придерживаться старого обычая, соблюдая строгий пост вплоть до наступления вечера.

Особенностями традиционного ужина в С. являются не только гастрономические изыски, варьирующиеся в зависимости от региона (напр., в Польше, Литве и Украине — это 12 постных блюд, в Провансе — 13 десертов и т.п.), но и множество разнообразных нар. обычаев, зачастую включающих в себя те или иные практики благочестия. Именно в это время у некоторых народов принято торжественно открывать рождественское дерево (ель), а также обмениваться подарками, существуют обычаи открывать рождественские вертепы, петь колядки и разыгрывать действа о Рождестве Христовом. В некоторых местностях Центр, и Вост. Европы ужин в С. имеет частичное сходство с иуд. пасхальным седером: младший член семьи спрашивает, чем эта ночь отличается от всех др. ночей, а старший рассказывает (либо читает из Евангелия) историю Рождества. У отд. народов существует и др. благочестивые обычаи, напр, преломление рождественских облаток у ряда восточноевроп. народов, и т.п. Выпущенное в 2002 Конгр. богослужения Руководство по народному благочестию и литургии (ст. 109) обращает особое внимание на положительное значение благочестивых практик С., подчеркивая дух. пользу, которую могут приносить вертепные действа и домашние вертепы, семейная молитва и чтение Слова Божия, установление рождественского дерева, символизирующего древо жизни в Эдеме и древо Креста, а также трапеза в благодарении Господу, упрочивающая семейные узы.

На правосл. Востоке весь С. (как рождественский, так и богоявленский) предписывается строго поститься: наиболее строгий устав требует полного отказа от приема пищи вплоть до наступления вечера, а разговение возможно уже после Вел. повечерия, но и оно носит сугубо постный характер (полное разговение возможно лишь после литургии самого дня праздника). Тем не менее в зап. регионах в обычай православных и греко-католиков вошла традиция праздничного ужина с рыбными блюдами вечером рождественского С.

Распространенное мнение, что рус. слово «С.» происходит от слова «сочиво» (постное блюдо, которое готовится из зерен пшеницы с добавлением меда и действительно употребляется у мн. народов Вост. Европы в С.), ошибочно: этимологически «С.» восходит к слову «сочень», означающему лепешку на конопляном масле, которая на Руси была обычной принадлежностью постного рациона.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С.1022-1024.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024