Сочел\ьник - Католическая энциклопедия - Bibliotheca |
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия" Сочельник
Сочельник —
рус. название навечерия Рождества Христова (рождественский с.), а также, в
традиции визант. обряда, навечерия Богоявления Господня (богоявленский,
или крещенский с.).
Рождественский
С. (лат. Vigilia Nativitatis Domini)
как в зап., так и в вост.
традициях — день, который имеет двоякий
характер: в С. завершается (а потому
приобретает особую интенсивность)
период приготовления к празднику
Рождества Христова (Адвент на Западе,
Рождественский пост на правосл. Востоке);
с др. стороны, в этот день уже начинается
собственно празднование Рождества.
Т.о., С. выполняет функцию перехода: как
на богослужебном уровне в разных литург.
традициях, так и на бытовом в обычаях
различных христ. народов этот переход
осуществляется по-разному; не всегда
точно определима грань между подготовкой
к празднику и самим празднованием.
В латинском
обряде 24 декабря до наступления вечера
представляет собой последний день
Адвента. В Римском мартирологе на этот
день приходится память прародителей —
Адама и Евы, однако она не включена в
Общий календарь и не приобрела к.-л.
особого литург. оформления. Наступление
вечера (традиционно — с появлением
первой звезды) считается началом
празднования Рождества Христова: на
это время предписывается совершение
1-й вечерни Рождества, однако ее служение
в приходах не имеет широкого распространения
(в последние десятилетия введена также
месса навечерия Рождества, которая
может быть отслужена либо перед 1-й
вечерней, либо после нее). В большинстве
приходов литург. празднование Рождества
Христова открывается мессой в полночь,
которая традиционно начинается в 12 ч
ночи, однако в последнее время во мн.
местах для удобства верующих совершается
в более ранние часы (но не раньше
наступления вечера).
В визант.
обряде, ввиду имевшего место в древности
обычая совершать таинство крещения
помимо навечерия Пасхи также в навечерие
Богоявления (первоначально единого
празднования с Рождеством Христовым),
богослужение навечерий Рождества,
Богоявления и предваряющих их дней во
многом следует схеме богослужений,
предваряющих Пасху. Божественная
литургия рождественского и богоявленского
С. (как правило, Литургия Василия Великого)
соединена с вечерней, которая, как и в
Святую субботу, содержит продолжительную
череду паремий (в.-з. чтений), первоначально,
по-видимому, заполнявших собою то время
службы, когда в баптистерии за пределами
храма совершалось крещение, после чего
неофиты присоединялись к собранию
верных при пении слов «Елицы во Христа
крестистеся, во Христа облекостеся»
(Рим 6, 3). Рудиментом совершавшегося в
прошлом таинства крещения является
также обряд водоосвящения в богоявленский
С. — в наст, время этот обряд, как правило,
совершается следом за литургией. Подобно
тому как вечерня навечерия Пасхи,
соединенная с литургией, с течением
веков постепенно переместилась с вечера
на утро субботы, переместились на утро
и службы, открывавшие собой праздники
Рождества и Богоявления. Хотя именно
на них впервые звучит тропарь каждого
из праздников, эти богослужения в течение
ряда веков уже не воспринимаются как
начало соответствующих праздников: оно
в сознании верующих связывается с
Великим повечерием, которое служится
в С. вечером (а в случае Рождества Христова
— местами и глубокой ночью) и к которому
в рус. традиции присоединяется утреня
(в Рождество Христово, при совершении
этих служб ночью, непосредственно следом
за ними может быть отслужена и литургия
праздника).
Традиционно
в большинстве регионов христ. мира
рождественский С. являлся днем особо
строгого поста. Вместе с тем, поскольку
с вечера С. уже начинается празднование
Рождества, у некоторых народов Запада
с наступлением вечера пост прекращается.
Однако у др. зап. народов вечером в С.
имеет место феномен «гибрида» поста и
празднования: традиционный рождественский
ужин, отличаясь праздничной атмосферой
и обилием изысканных блюд, формально
соответствует требованиям соблюдения
поста, не содержа ничего мясного (местами
также категорически исключаются
алкогольные напитки; у некоторых народов
этот ужин не содержит горячих блюд).
Подобная традиция свойственна католикам
в большинстве регионов Центр. и Вост.
Европы, и, хотя в последние десятилетия
канонически уже не предписывается в
обязательном порядке пост в рождественский
С. (даже в Польше, где это правило
сохранялось очень долго, оно отменено
в 2003), мн. верующие этого ареала склонны
придерживаться старого обычая, соблюдая
строгий пост вплоть до наступления
вечера.
Особенностями
традиционного ужина в С. являются не
только гастрономические изыски,
варьирующиеся в зависимости от региона
(напр., в Польше, Литве и Украине — это
12 постных блюд, в Провансе — 13 десертов
и т.п.), но и множество разнообразных
нар. обычаев, зачастую включающих в себя
те или иные практики благочестия. Именно
в это время у некоторых народов принято
торжественно открывать рождественское
дерево (ель), а также обмениваться
подарками, существуют обычаи открывать
рождественские вертепы, петь колядки
и разыгрывать действа о Рождестве
Христовом. В некоторых местностях Центр,
и Вост. Европы ужин в С. имеет частичное
сходство с иуд. пасхальным седером:
младший член семьи спрашивает, чем эта
ночь отличается от всех др. ночей, а
старший рассказывает (либо читает из
Евангелия) историю Рождества. У отд.
народов существует и др. благочестивые
обычаи, напр, преломление рождественских
облаток у ряда восточноевроп. народов,
и т.п. Выпущенное в 2002 Конгр. богослужения
Руководство по народному благочестию
и литургии (ст. 109) обращает особое
внимание на положительное значение
благочестивых практик С., подчеркивая
дух. пользу, которую могут приносить
вертепные действа и домашние вертепы,
семейная молитва и чтение Слова Божия,
установление рождественского дерева,
символизирующего древо жизни в Эдеме
и древо Креста, а также трапеза в
благодарении Господу, упрочивающая
семейные узы.
На правосл.
Востоке весь С. (как рождественский, так
и богоявленский) предписывается строго
поститься: наиболее строгий устав
требует полного отказа от приема пищи
вплоть до наступления вечера, а разговение
возможно уже после Вел. повечерия, но и
оно носит сугубо постный характер
(полное разговение возможно лишь после
литургии самого дня праздника). Тем не
менее в зап. регионах в обычай православных
и греко-католиков вошла традиция
праздничного ужина с рыбными блюдами
вечером рождественского С.
Распространенное
мнение, что рус. слово «С.» происходит
от слова «сочиво» (постное блюдо, которое
готовится из зерен пшеницы с добавлением
меда и действительно употребляется у
мн. народов Вост. Европы в С.), ошибочно:
этимологически «С.» восходит к слову
«сочень», означающему лепешку на
конопляном масле, которая на Руси была
обычной принадлежностью постного
рациона.
П. Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С.1022-1024.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.
|
|
|
Сегодня Четверг, 26 Декабря Ближайшее празднование:
Dominica V. Adventus Domini
29 Декабря (осталось 3 дня)
Календарь
|