К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Служебник
Служебник
(греч.
Ιερατικόν)
—
богослужебная книга в визант. обряде,
содержащая тексты, произносимые
священником и диаконом на богослужениях
суточного круга; состоит из двух частей
— основной и дополнительной.
В
осн. часть входят тексты гл. церк. служб
— литургий Св. Иоанна Златоуста, Василия
Великого, преждеосвященных даров, а
также последования вечерни и утрени.
Иногда перед последованием служб
помещается текст первых двух глав
Типикона о
служении великой вечерни и утрени.
Дополнительная часть включает чины и
молитвы, которые совершаются вместе со
службами суточного круга — чин
благословения колива,
чин над кутьей в
память усопших, чин литии по усопшим, а
также краткие изменяемые молитвы,
которые произносятся во время осн.
суточных служб — отпусты
вечерни, утрени и литургии, прокимны
Евангелий и Апостолов, аллилуиарии
и причастны
литургии. Поскольку каждый день на
богослужении вспоминается определенный
святой, в С. включаются Месяцеслов
и соответствующие прокимны, аллилуиарии,
причастны, взятые из Триодей,
Октоиха и
Минеи общей.
Тексты
рукописных С. нередко дополнялись чинами
и молитвами, связанными с местом
совершения литургии и предметами церк.
культа: чин «омовения трапезы» (престола),
молитвы на основание храма, «над вином
служебным», чины освящения храма в
случае осквернения, чин омытия мощей
или «како подобает воду с креста пити»
(освящение воды). В С. помещались также
молитвы обручения и венчания, молитвы
чина крещения, братотворения, «о стаде»,
«над гроздием» и т.д., а также молитвословия
Пасхи, Рождества Христова, Преображения
Господня и др. К древнейшим рус. спискам
относятся Служебник
Варлаама Хутынского (ΧΙΙ-ΧΙΙΙ
вв.)
и Служебник митрополита
Киприана (XIV-XV
вв.).
В
XV-XVI
вв.
состав осн. части древнерус. С.
стабилизировался, в него входили чин
вечерни и утрени, а также три литургии
(Василия Великого, Иоанна Златоуста и
Григория Двоеслова). В XVI в. в С. включили
ряд канон. текстов новгородского
происхождения: Вопрошание
Кириково, Исправление
архиеп. Ильи-Иоанна (XII в.), Уставы
архиеп. Геннадия Новгородского (кон. XV
в.).
С
XVI в. происходила «специализация» С. и
возникла особая его разновидность —
Диаконник
(где помещались тексты, произносимые
за богослужением диаконом: отд. ектении,
молитвы Литургии преждеосвященных
даров, крещенского водосвятия, вечерни
Троицы, обряд «воздвижения креста»,
тексты многолетия). Позже в С. включили
ряд статей из Требника:
молитвы «на поганых», от всякой скверны,
молитва над сосудом и ситом. К нач. XVII
в. в дополнительной части С. было уже
более 25 статей. Этот текст был напечатан
в первых моек, изданиях 1602-06 и выходил
вплоть до 1652. После собора 1655 началась
работа по редактированию С., и вскоре
вышло новое издание, не содержавшее
статей из Требника.
Еще одно издание, с небольшими добавлениями,
вышло в 1656, и с тех пор его текст практически
не менялся.
В
латинском обряде Католической Церкви
прямого соответствия С. нет. Поскольку
текст и чинопоследования Божественной
литургии (мессы) содержатся в Миссале,
рус. католики иногда называют его «С.»,
однако тексты богослужений суточного
круга помещены в бревиарий (реформированная
после II Ватиканского собора версия
называется «Литургия часов»), а
последования таинств — в Требнике.
Φ.
Капица
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 895-896.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.