Славословие - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Славословие

Славословие (греч. δοξολογία, от δόξα — «слава» и λόγος — «слово»; лат. doxologia) — молитвенный текст, посредством которого Богу воздается слава (краткие фиксированные формы с. называются доксологиями).

Христ. традиция такого рода текстов восходит к ВЗ, где краткими С. иногда завершаются гимны (напр., Пс 145, 21) и молитвы (ср. Молитву Манассии — 2 Пар 36, 23). Наиболее известными примерами С. в НЗ являются некоторые формулы в посланиях ап. Павла (ср. Рим 11, 36; Гал 1, 5; Еф 3, 21 и др.). Характерная черта мн. библ. С., унаследованная Церковью и в последующие времена, состоит в констатации непреходящего характера воздаваемой Богу славы, что выражается посредством формул «вовеки», «во веки веков» и т.п.

Чаще всего С. представляют собой сравнительно короткие тексты. Тем не менее одно из самых древних христ. С., вошедшее в большинство литург. традиций Востока и Запада, представляет собой довольно большой гимн: это т.н. великое С. (греч. ή μεγάλη δοξολογία, лат. doxologia maior), известное также по первым словам как Слава в вышних Богу, в лат. традиции Gloria [in excelsis Deo].

В зап. литург. обрядах вел. С. составляет часть начальных обрядов мессы, в византийском обряде, где тот же текст содержит незначительные отличия и пространные дополнения, — воскресной или праздничной утрени.

Под малым С. в лат. и в различных ветвях визант. традиции понимаются совершенно разные тексты: у греков малое С. (греч. ή μικρά δοξολογία) — это несколько сокращенный и содержащий незначительные изменения вариант вел. С., читаемый на повечерии и будничной утрене; в позднейшей русско-визант. традиции — стихи, предваряющие Шестопсалмие в начале утрени; на Западе малым С. (doxologia minor) называется формула «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, [как было в начале,] и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

Помимо названных видов С. важное место в христ. литургии принадлежит заключительному С. (doxologia finalis), которым в подавляющем большинстве христ. традиций завершается анафора. Оно представляет собой формулу, подчеркивающую, как правило, троическое единство Бога (и, соответственно, содержащее упоминание всех трех Божественных Лиц) и выражающую Его прославление, которое подтверждается возглашением «Аминь», произносимым либо всем церк. собранием, либо от его лица.

Особое С. завершает Молитву Господню (Отче наш): это формула «Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава вовеки», по-видимому, отсутствовавшая в первоначальном тексте Молитвы Господней, но с позднеапост. времен вошедшая в обычай ее произнесения и закрепившаяся не только в молитвенной и литург. практике (в визант. традиции она содержит обращение ко всем Лицам Троицы), но и во мн. древних списках Евангелия.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 862-863.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024